Законопроекты, вынесенные на общественное обсуждение

Закон Республики Узбекистан "О социальном предпринимательстве"

Проект

  

Закон Республики Узбекистан

О социальном предпринимательстве

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений
в области социального предпринимательства.

 

Статья 2. Законодательство о социальном предпринимательстве

Законодательство о социальном предпринимательстве состоит
из настоящего Закона и иных актов законодательства.

К некоммерческим организациям настоящий Закон применяется
в той части их деятельности, которая по своему характеру является предпринимательской.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о социальном предпринимательстве, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные понятия

социальное предпринимательство – деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (далее – субъекты предпринимательства), направленная на решение определенных социально-экологических проблем или смягчение их последствий;

социальное предприятие – субъект предпринимательства, включенный в реестр социальных предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, целью которого являются обеспечение занятости социально уязвимых слоев населения, производство социальных товаров
и оказание социальных услуг или достижение иных социальных целей;

реестр социальных предприятий – единая электронная база данных
о социальных предприятиях, которую ведет Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан;

социально уязвимые слои населения – лица, испытывающие трудности с приобретением товаров (услуг) в рыночных условиях
или поиском работы на рынке труда либо нуждающиеся в помощи других,
в том числе:

инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица входящие в эту категорию в возрасте от 18 до 30 лет;

лица с социально-значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (туберкулез, онкологические, психиатрические, наркологические, эндокринологические, инфекционные, венерические заболевания, СПИД, лепра, профессиональные заболевания);

одинокие лица, на иждивении которых находятся дети, не достигшие шестнадцати лет, или дети с инвалидностью;

выпускники общих средних, средних специальных
и профессиональных образовательных учреждений, со дня окончания учебы которых не прошло 3 года;

выпускники домов «Мехрибонлик», не достигшие 30 лет.

лица, освобожденные из учреждений исполнения наказаний;

одинокие престарелые лица, нуждающиеся в постороннем уходе,
и одиноко проживающие престарелые лица,;

недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане.

социальный проект – способ осуществления социальным предприятием социальной предпринимательской деятельности, направленной на обеспечение социально уязвимых слоев населения рабочими местами, социальными товарами (услугами) или другая социальная деятельность;

социальный товар – товары и средства, необходимые для создания равных по сравнению с другими гражданами возможностей для социально уязвимых слоев населения, в том числе протезно-ортопедические изделия
и инвентарь, а также реабилитационное оборудование для лиц
с ограниченными возможностями, книги и иные печатные издания
с азбукой Брайля, учебная и художественная литература для детей
с ограниченными возможностями, аудио книги, а также видеоматериалы
с применением языка жестов;

социальные услуги – услуги, оказываемые в формах, установленных законом Республики Узбекистан "О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения", а также ортопедические протезирование, ремонт протезно-ортопедических изделий
и инвентаря для лиц с инвалидностью, медицинская, социальная
и профессиональная реабилитация лиц с инвалидностью, обучение на дому детей с инвалидностью, не имеющих возможности посещать общеобразовательные школы, трудотерапия лиц с психическими расстройствами, в том числе лиц с инвалидностью, услуги по обучению
их новым профессиям;

социальная деятельность – социальная деятельность охватывает:

медицинские услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями на основании соответствующей лицензии (за исключением стоматологических и косметологических услуг);

организация образовательных услуг, включая тестирования
и экзамены;

деятельность в сфере науки (в том числе проведение исследований, использование автором научной и интеллектуальной собственности, включая ее реализацию);

услуги в сфере физической культуры и спорта;

сбор, обработка, удаление и утилизация отходов;

деятельность библиотек, архивов, музеев и других учреждений культуры;

чрезвычайные ситуации – экологические проблемы, стихийные бедствия, катастрофы, эпидемии, эпизоотии и другие чрезвычайные ситуации.

 

Статья 4. Основные принципы предпринимательства

Основными принципами социального предпринимательства являются:

социальная справедливость;

приоритет общественных интересов;

добровольный характер социального предпринимательства.

 

Статья 5. Принцип социальной справедливости

Государство, поощряя деятельность социальных предприятий, поддерживает социально уязвимые слои населения.

 

Статья 6. Принцип приоритета общественных интересов

Интересы общества должны быть приоритетом при реализации социальной предпринимательской деятельности. Такая деятельность
не должна наносить вред экологии и окружающей среде, объектам материального и культурного наследия, общественной безопасности
и другим правам и интересам, охраняемым законом.

 

Статья 7. Принцип добровольного характера социального

предпринимательства

Социальное предпринимательство основано на добровольной деятельности.

 

Статья 8. Цели социального предпринимательства

В задачи социальной предпринимательской деятельности входят:

обеспечение социально уязвимых слоев населения рабочими местами, социальными товарами и социальными услугами;

реализация населению медицинских изделий, медикаментов
или социально значимых продуктов питания по себестоимости или ниже себестоимости;

борьба с чрезвычайными ситуациями и устранение их последствий;

осуществление деятельности в других социальных целях.

 

Глава 2. Государственное регулирование сферы социального предпринимательства

 

Статья 9. Основные направления государственной политики

в сфере социального предпринимательства

Основными направлениями государственной политики в сфере социального предпринимательства являются:

поддержка и поощрение социальной предпринимательской деятельности государством;

создание и совершенствование правовой базы социального предпринимательства;

разработка и реализация государственных программ в сфере социального предпринимательства;

создание благоприятных условий для привлечения инвестиций
в социальные проекты.

 

Статья 10. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в сфере социального предпринимательства

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере социальной предпринимательской деятельности;

обеспечивает разработку, утверждение и реализацию государственных программ в сфере социального предпринимательства;

принимает нормативно-правовые акты в сфере социального предпринимательства в пределах своей компетенции;

координирует деятельность государственных органов и иных организаций в сфере социального предпринимательства;

утверждает перечень социально значимых продуктов питания.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

Статья 11. Полномочия Министерства экономического развития

и сокращения бедности Республики Узбекистан

в области социального предпринимательства

Министерство экономического развития и сокращения бедности Республики Узбекистан (далее в тексте именуется компетентным органом):

реализует единую государственную политику в сфере социального предпринимательства;

обеспечивает исполнение законодательства о социальном предпринимательстве;

разрабатывает и реализует государственные программы и другие программы в области социального предпринимательства;

участвует в разработке нормативно-правовых актов в сфере социального предпринимательства в пределах своей компетенции;

ведет реестр социальных предприятий и проектов социального предпринимательства;

обеспечивает межведомственную координацию при подготовке
и реализации проектов поддержки социального предпринимательства;

организует сотрудничество с органами местного самоуправления, международными финансовыми и донорскими организациями, а также
с другими участниками социального предпринимательства;

оказывает помощь в подготовке и реализации проектов социального предпринимательства и осуществляет мониторинг их реализации;

проводит разъяснения по вопросам социального предпринимательства и разрабатывает методические пособия и инструкции;

изучает ситуацию с деятельностью социальных предприятий
и представляет годовые отчеты в Кабинет Министров по результатам изучения.

Уполномоченный орган может осуществлять другие полномочия
в соответствии с законодательством.

 

Статья 12. Задачи органов государственной власти на местах
в сфере социального предпринимательства

Органы государственной власти на местах:

обеспечивают исполнение законодательства о социальном предпринимательстве;

разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы
в сфере социального предпринимательства;

с учетом социальных, демографических и иных характеристик административных территорий оказывают социальную поддержку
и поощрение социальным предприятиям в пределах своей компетенции;

принимают меры по созданию благоприятных условий
для привлечения инвестиций в сфере социального предпринимательства;

разрабатывают и вносят в компетентный орган предложения
по совершенствованию законодательства в сфере социального предпринимательства.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

  

Глава 3. Социальное предприятие

 

Статья 13. Критерии социального предприятия

Субъект предпринимательства включаются в реестр социальных предприятий как социальное предприятие, если они соответствуют одному или нескольким из следующих критериев:

субъекты предпринимательства, у которых не менее 70% от общего числа сотрудников, относятся к социально уязвимым слоям населения, фонд оплаты труда социально уязвимых слоев населения, составляющий не менее 70% от общего фонда оплаты труда работников;

субъект предпринимательства, у которых не менее 50 процентов
от общего дохода продаж товаров или оказания услуг составляют доходы от продажи социальных товаров или оказания социальных услуг;

субъекты предпринимательства, на долю которых приходится
не менее 90% общей выручки от осуществления социальной деятельности;

субъекты предпринимательства, изменившие свой вид деятельности
на производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, направленных на борьбу с чрезвычайными ситуациями и ликвидацию их последствий.

Соответствие субъектов предпринимательства критериям социального предпринимательства определяется налоговыми органами путем изучения их налоговых отчетов.

 

Статья 14. Порядок ведения реестра социальных предприятий

Уполномоченный орган на основании информации, полученной
от налоговых органов в рамках межведомственного электронного взаимодействия, включает субъект предпринимательства в открытый реестр социальных предприятий для ознакомления общественности. Реестр социальных предприятий размещается на веб-портале социальных предприятий и на официальном сайте уполномоченного органа.

В реестре социальных предприятий должны быть указаны следующие основные сведения о социальном предприятии:

наименование, организационно-правовая форма, почтовый адрес, номер телефона, адрес электронной почты социального предприятия, идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество руководителя социального предприятия;

дата и номер включения (исключения) в реестр социального предприятия как социального предприятия.

Уполномоченный орган не позднее одного дня со дня включения субъектов предпринимательства в реестр социальных предприятий уведомляет их посредством связи.

В случае несоответствия критериям, предусмотренным частью первой статьи 13 настоящего Закона или ликвидации субъекта предпринимательства после включения в реестр социальных предприятий социальное предприятие исключается из реестра социальных предприятий.

Уполномоченный орган не позднее одного дня со дня исключения из реестра социальных предприятий уведомляет субъекта предпринимательства посредством связи.

После исключения социального предприятия из реестра социальных предприятий в установленном порядке в связи с несоответствием критериям, предусмотренным частью первой статьи 13 настоящего Закона,
его включение в этот реестр запрещается в течение двух лет.

Лица, изменившие свою деятельность на производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, направленных на борьбу
с чрезвычайными ситуациями, считаются исключенными из реестра социальных предприятий с первого числа месяца, следующего за месяцем ликвидации (отмены) последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Статья 15. Права социальных предприятий

Социальное предприятие имеет следующие права:

свободное осуществление деятельности, не противоречащей настоящему Закону, самостоятельное определение объема, видов, форм, сфер и направлений реализации социального проекта;

использование форм государственной поддержки социальных предприятий;

участие в принятии решений органов государственной власти
на местахи и в разработке планов социально-экономического развития регионов;

использование прав, гарантий, льгот и преференций, предусмотренных законодательством о гарантиях свободы предпринимательской деятельности, в части, не противоречащей настоящему Закону;

требовать обоснование исключения или невключения в реестр социальных предприятий.

обжаловать включение, невключение или исключение из реестра социальных предприятий в установленном законом порядке.

Социальное предприятие может иметь и другие права, предусмотренные законом.

 

Статья 16. Обязательства социальных предприятий

Социальные предприятия обязаны:

соответствовать критериям социального предприятия;

раскрытие информации о деятельности, связанной с социальным предпринимательством;

целевое и эффективное использование объектов государственной собственности, предусмотренных для реализации социального предпринимательства и социальных проектов;

установление размера заработной платы лиц, работающих
по трудовому договору (соглашению), не ниже минимального размера оплаты труда по законодательству, своевременность расчетов с ними, а также страхование своей гражданской ответственности как работодателя;

соблюдение требований законодательства и нормативных актов
в сфере охраны труда, техники безопасности, экологии, санитарии и гигиены;

представление налоговой отчетности в государственные налоговые органы в установленный законодательством срок;

направлять не менее двух третей прибыли предыдущего финансового года на реинвестирование в деятельность социального предприятия
или социальных проектов в течение следующего финансового года
(за исключением субъектов предпринимательства, основная деятельность которых изменилась на производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, направленных на борьбу с чрезвычайными ситуациями и ликвидацию их последствий).

Социальное предприятие может иметь другие обязанности
в соответствии с законодательством.

 

Глава 4. Государственная поддержка
социального предпринимательства

 

Статья 17. Формы государственной поддержки социального предпринимательства

Государственная поддержка социальной предпринимательской деятельности осуществляется в следующих формах:

предоставление льгот и преференций;

субсидирование затрат на социальные проекты;

размещение государственного социального заказа;

финансовая поддержка;

обучение, переподготовка и повышение квалификации работников социальных предприятий;

консультирование, методическая помощь и информационная поддержка.

Государственная поддержка социальной предпринимательской деятельности применяется со дня включения субъекта предпринимательства в реестр социальных предприятий и отменяется со дня исключения
из реестра социальных предприятий.

Государственная поддержка социального предпринимательства применяется только к субъектам предпринимательства, изменившим основной вид деятельности в целях устранения чрезвычайной ситуации,
и отменяется с первого числа месяца, следующего за месяцем ликвидации (отмены) чрезвычайной ситуации.


Статья 18. Льготы и преференции, предоставляемые социальным предприятиям

Социальным предприятиям предоставляются следующие льготы
и преференции:

предоставление налоговых и таможенных льгот. Порядок предоставления налоговых льгот определяется Налоговым кодексом Республики Узбекистан;

передача объектов государственной собственности
или имущественных прав на них на льготной или по нулевой выкупной стоимости;

реализация социальных товаров и оказание социальных услуг государственным заказчикам по прямым договорам;

упрощенная финансовая и налоговая отчетность;

бесплатная реклама социальных товаров и услуг социальных предприятий в объемом не менее 5% от общего годового объема эфирного времени, публикации или рекламной площади, выделяемой для рекламы рекламодателями, деятельность которых полностью или частично финансируется из государственного бюджета Республики Узбекистан.

Преференции, применяемые для государственной поддержки социальных предприятий, предусмотренные абзацем вторым части первой настоящей статьи, в отношении объектов республиканской собственности предоставляются решением Кабинета Министров Республики Узбекистан,
а в отношении объектов муниципальной собственности по решению соответственно Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.

В случае, если субъекты предпринимательства, включенные в реестр социальных предприятий не направят не менее двух третей прибыли предыдущего финансового года на реинвестирование в деятельность социального предприятия или социальный проект в следующем финансовом году, то суммы предоставленных льгот по налогам и таможенным пошлинам будут возвращены, за исключением субъектов предпринимательства, основная деятельность которых изменилась на производство товаров, оказание услуг и выполнение работ, направленных на борьбу
с чрезвычайными ситуациями и ликвидацию их последствий. Направление
не менее двух третей полученной прибыли на цели, установленные
в настоящей части, определяется налоговой отчетностью социального предприятия.

 

Статья 19. Субсидирование затрат на социальные проекты

Правительство Республики Узбекистан может устанавливать бюджетные субсидии на финансирование социальных проектов. Субсидирование осуществляется на безвозвратной основе за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Субсидирование осуществляется на основе следующих критерий:

объем социальной предпринимательской деятельности и социального проекта;

условия территории, на которой осуществляется социальная предпринимательская деятельность и социальный проект;

ожидаемая социально-экономическая эффективность и создание рабочих мест.

Размер бюджетных субсидий определяется в рамках программ, утверждаемых Правительством Республики Узбекистан.

Социальные предприятия, которым выделяются бюджетные субсидии, определяются уполномоченным органом путем проведения конкурсов
на финансирование социальных проектов.

Порядок проведения конкурсов на финансирование социальных проектов устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 20. Размещение государственного социального заказа

Государственный социальный заказ социальным предприятиям заключается в государственном поручении, направленном на реализацию социальных товаров и оказание социальных услуг путем заключения договора между государственным органом и социальным предприятием
на реализацию социальных проектов.

Органы государственного управления и государственные организации могут выдавать социальным предприятиям государственный социальный заказ на реализацию социальных проектов за счет внебюджетных средств.

 

Статья 21. Финансовая поддержка социальной предпринимательской деятельности государством

В целях финансовой поддержки деятельности социального предпринимательства за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан и государственных целевых фондов:

будут размещены ресурсы в коммерческих банках для дальнейшей выдачи кредитов на реализацию социальных проектов;

выдаются гарантии по кредитам, получаемым социальным предприятием для реализации социального проекта, и выплачиваются компенсации для покрытия процентных расходов;

выдаются субсидии на трудоустройство социально уязвимых слоев населения сверх минимального количества, указанного в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Закона.

 

Статья 22. Обучение, переподготовка и повышение квалификации сотрудников социальных предприятий

В сфере обучения учредителей и работников социальных предприятий и подготовки кадров государством осуществляется следуещее:

организует обучение учредителей и работников социальных предприятий и подготовки кадров на базе образовательного учреждения;

организует обучение учредителей и работников социальных предприятий ведению бизнеса, бизнес-планированию, разработке проектов нормативно-правовых документов в сфере предпринимательской деятельности, менеджмента, основ финансового управления и других необходимых дисциплин;

оказывает содействие в подборе и обучении кадров для социальных предприятий, постоянном повышении их квалификации, формирует государственный заказ на подготовку специалистов в профессиональных
и высших учебных заведениях, исходя из потребности в квалифицированных кадрах в конкретных регионах и сферах предпринимательства.

Для финансирования расходов на обучение и переподготовку социально уязвимых слоев социальными предприятиями за счет средств Государственного фонда содействия занятости Республики Узбекистан предоставляются субсидии социальным предприятиям и гранты образовательным учреждениям.

 

Статья 23. Консультации, методическая помощь
и информационная поддержка

Государственные органы и органы государственной власти на местах,
а также представительства Республики Узбекистан при международных финансовых институтах оказывают консультационную, методическую
и информационную помощь социальным предприятиям по вопросам, входящим в их компетенцию, с целью решения их проблем и вопросов.

 

Глава 5. Заключительные положения

 

Статья 24. Разрешение споров

Споры, возникающие в сфере социальной предпринимательской деятельности, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства
о
социальной предпринимательской деятельности

Лица, виновные в нарушении законодательства о социальной предпринимательской деятельности, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 26. Обеспечение исполнения, доведения до исполнителей, разъяснения сути и значения данного Закона

Министерству юстиции, Министерству экономического развития
и сокращения бедности, Министерству по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона, особенно среди субъектов предпринимательства.

 

Статья 27. Приведение законодательства в соответствие
с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

            Президент

Республики Узбекистан                                         Ш.Мирзиёев

 


Трибуна депутатов

Новости

17.09.2021
“Дыни Мирзачуля” чем не бренд?”

В соответствии с законодательством в области интеллектуальной собственности наименование места изготовления...

17.09.2021
Залатать «дыры» в атмосфере

В Законодательной палате Олий Мажлиса Комитетом по вопросам экологии и охраны окружающей среды совместно...

17.09.2021
Усиление правового статуса детского омбудсмена – ключевой фактор в продвижении принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка

Сегодня в нашей стране активно ведется системная работа по имплементации положений Конвенции о правах...