Другие мероприятия

Динамизм усиления парламентского контроля

Динамизм усиления парламентского контроля

Одной из важных функций Олий Мажлиса Республики Узбекистан, наряду с законодательной является осуществление парламентского контроля за реализацией принимаемых ею законов.

В выступлении на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отдельно остановился на важности усиления парламентского контроля и отметил, что с помощью действенного парламентского контроля мы сможем повысить эффективность деятельности исполнительной власти. Поэтому необходимо наладить практику регулярного предоставления ответственными руководителями разъяснений по проблемам, ставшим предметом широкого обсуждения в обществе.

Реализация на практике президентских инициатив в этом важном направлении проявилась, прежде всего, в дальнейшем совершенствовании закона «О парламентском контроле».

С 2017 года в данный закон были внесены ряд изменений и дополнений, направленных на дальнейшее усиление роли и значения института парламентского контроля. Имеется ввиду, что за последние годы закрепленные за Парламентом новые полномочия позволили установить действенный парламентский контроль над органами исполнительной власти, ощутимо повысить участие Парламента в определении стратегических направлений развития государства и общества.

При этом важно, что внедряемые в деятельность Парламента новые формы парламентского контроля гармонируют с происходящими реформами в стране. За прошедший период с момента принятия Закона «О Парламентском контроле» на основе глубокого изучения зарубежного опыта внедрены в практику современные формы парламентского контроля.

Во-первых, заслушивание на заседаниях Законодательной палаты наряду с членами Правительства также руководителей органов хозяйственного управления.

Во-вторых, систематическое заслушивание отчетов членов Правительства и руководителей отраслей о практических мерах по реализации Целей устойчивого развития ООН.

В-третьих, в целях эффективного применения института парламентского расследования принятие палатами Олий Мажлиса отдельных постановлений по проведению парламентского расследования с образованием для этого соответствующих комиссий.

Наряду с этим внедрена комплексная система подотчетности Кабинета Министров, министерств и ведомств, руководителей местных органов государственной власти перед парламентом.

Одной из наиболее эффективных новых форм отчетности является «правительственный час». Так, например, за прошедший год 9 раз был проведен «правительственный час», на которых были заслушаны 2 заместителей премьер-министра, 8 министров и 2 председателей государственных комитетов с ответом на вопросы депутатов Законодательной палаты. Это в частности, Председатель Государственный комитет Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Заместитель Премьер-министра по вопросам инвестиций и внешнеэкономических связей — министр по инвестициям и внешней торговле (2 раза), Министр финансов, Министр дошкольного образования, Министр высшего и средне-специального образования, Министр строительства, Министр сельского хозяйства, Председатель государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам, Министр по поддержке махалли и семьи, Министр инновационного развития, Министр народного образования.

Данный новый институт «Правительственного часа», придал реализации парламентского контроля новое вдохновение и превратил сотрудничество между парламентом и исполнительной властью в решении на местах, волнующих население проблем в самую эффективную форму.

Еще одной из новых и наиболее эффективных форм парламентского контроля является парламентское слушание. Так, за истекший 2020 год на парламентских слушаниях всего было 19 раз заслушана информация руководителей Правительства и органов хозяйственного управления об их деятельности (парламентские слушания: 2017 год – 21 раз, 2018 – 16, 2019 – 18, 2020 – 19 раз).

Следует отметить, что ряд парламентских слушаний были инициированы фракциями политических партий в Законодательной палате исходя из программных целей и задач.

Еще одной из активных форм реализации парламентского контроля является парламентский запрос. Законодательная палата Олий Мажлиса направила 14 парламентских запроса должностным лицам государственных органов, органов хозяйственного управления с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам исполнения законов, государственных программ в различных сферах и другим важнейшим вопросам, входящим в их ведение. Тенденция его применения следующая: 2017 – 3, 2018 – 9, 2019 – 14, 2020 – 14 раза. Как видно с годами активизируется применение данной формы парламентского контроля. В частности, это Председателю государственного комитета ветеринарии и животноводства (2 раза), Министру внутренних дел (2 раза), Заместителю Премьер-министра – министру экономического развития и сокращения бедности, Председателю правления Центрального банка, Министру культуры, Первому заместителю Премьер-министра А.Раматову, Генеральному директору агентства «Узстандарт», Заместителю Премьер-министра А.Абдухакимову, Заместителю Премьер-министра Б.Мусаеву, Заместителю Премьер-министра Ш.Ганиеву, Председателю антимонопольного комитета, Министру высшего и средне-специального образования.

За прошедший период парламентские запросы превратились в действенное средство по обеспечению исполнения законов и эффективности реформ.

Следует отметить, что начиная с 2019 года в истории Парламента впервые стало применяться такая форма парламентского контроля как заслушивание отчетов Кабинета Министров о ходе выполнения задач предусмотренных в ежегодных государственных программах основанных на Посланиях Президента страны Парламенту. Такие отчеты заслушиваются Законодательной палатой Олий Мажлиса ежеквартально.

Данная форма парламентского контроля одновременно служит повышению ответственности Правительства перед представителями народа и также обеспечивает активное участие членов парламента в процессе реализации намеченных реформ.

Кроме того, внедрение таких форм подотчетности обеспечивает коренному повышению открытости, гласности и ответственности в деятельности правительства, а также осведомленности граждан о деятельности государственных институтов.

Наряду с этим, особую значимость в реализации парламентского контроля имеет такая форма как контрольно-аналитическая деятельность комитетов парламента. Так, комитеты парламента, исходя из ежегодных планов своей деятельности, реализуют изучение и заслушивание по их итогам состояние правоприменительной практики, осуществляемой исполнительной властью. Тем самым выявляются и глубоко анализируются пробелы в законодательстве и вырабатываются решения по их устранению. Как правило, данная форма контроля осуществляется в отношении одного или двух законов с выездом в регионы страны. В частности, за истекший 2020 год всего была заслушана информация руководителей государственного и хозяйственного управления о соблюдении ими законов и постановлений Законодательной палаты 81 раз.

Так, всего за истекший период комитетами Законодательной палаты были реализованы контрольно-аналитические мероприятия в следующем объеме: по обеспечению исполнения законов: 2017 году – 31 раз, 2018 – 49, 2019 – 34, 2020 – 50 раз; заслушивание отчетов руководителей органов государственного и хозяйственного управления: в 2017 году – 33 раза, 2018 – 53, 2019 – 137, 2020 – 81 раз. Как видно данная форма парламентского контроля, как и другие формы все более активизируются, что свидетельствует о повышении профессионализма парламента страны в отправлении парламентского контроля.

Еще одной из активно применяемых форм парламентского контроля является депутатский запрос. Так, депутаты Законодательной палаты, периодически выезжают в избирательные округа, а также принимают граждан в общественных приемных Законодательной палаты. Кроме того на основе изучения обращений граждан к депутатам, изучается и анализируется состояние соблюдения органами государственной власти и управления законных прав граждан. На основе этого реализуется право на депутатский запрос. Так, депутат Законодательной палаты вправе направить должностным лицам государственных органов и органов хозяйственного управления запрос с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию, как правило, по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа, В частности, в 2020 году депутатами в адрес должностных лиц всего было направлено 338 депутатских запросов. В результате многие интересующие различные вопросы граждан нашли свое решение. В частности, всего было направлено депутатских запросов: 2017 году – 319, 2018 – 207, 2019 – 304, 2020 году – 338 запросов. Как видно через данную форму реализации парламентского контроля также наблюдается активизация парламента.

Таким образом, каждое мероприятие по парламентскому контролю направлено на критическую оценку деятельности должностных лиц и выработки конкретных предложений. Внесенные нововведения в деятельность Парламента по реализации парламентского контроля и проводимые в этом важном направлении мероприятия, несомненно, дают возможность устанавливать действенный парламентский и депутатский контроль над обеспечением строгого соблюдения органами государственной власти и управления законов и принимаемых подзаконных актов.


Хайрулла РУЗМЕТОВ,
начальник отдела
Института проблем законодательства
и парламентских исследований, доктор юридических наук


Просмотров: 268

Трибуна депутатов

Новости

30.07.2021
Является ли прозрачным процесс конкурса на должность директора?

Депутаты заслушали отчет Министерства народного образования «О вакансиях в системе народного об...

30.07.2021
Заслушаны информации заместителей хокимов Кашкадарьинской и Джизакской областей

30 июля 2021 года в Законодательной палате Олий Мажлиса Комитетом по демократическим институтам, не...

29.07.2021
Вопросы повестки дня тщательно рассмотрены Парламентской комиссией

29 июля 2021 года в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось очередное заседание Парламентской...

Календарь мероприятий