Другие мероприятия

ОСНОВНОЙ ЗАКОН, СОЗДАННЫЙ НАРОДОМ И ДЛЯ НАРОДА

ОСНОВНОЙ ЗАКОН, СОЗДАННЫЙ НАРОДОМ И ДЛЯ НАРОДА

Именно факт приобретения государственной независимости позволил нашей стране сформулировать основные принципы стратегического пути устойчивого развития – развития, направленного на формирование демократического, правового государства и сильного гражданского общества, главной задачей которого является защита прав, свобод
и законных интересов граждан. За короткий исторический срок высокие гражданские идеалы, сильная политическая воля свободного народа нашли свое непосредственное отражение в нормах Конституции страны, ставшей правовой основой демократического суверенного пути развития во имя интересов человека.

Народ Узбекистана на протяжении всей истории своего развития искал такую правовую форму выражение своей воли. Основываясь на многовековой истории национальной государственности, богатой культуре, являющейся важной частью мировой цивилизации. Народ Узбекистана постоянно стремился к четко регламентируемую законом, основанную на принципах справедливости, вбирающей в себя культурные принципы организации поведения людей жизни. На протяжении веков стремление жить в справедливом, правовом государстве, где все общественные блага были бы посвящены таким важным для каждого человека ценностям, как обеспечение основ безопасности, экономическое процветание, развитие культуры и просвещения стало путеводной нитью, связывающей и объединяющей народ Узбекистана.

Сравнительный анализ Конституции Республики Узбекистан показывает, что Основной закон нашей страны полностью соответствует высоким демократическим стандартам в области конституционного регулирования. Конституция Узбекистана-это основной Закон, молодого, динамично развивающегося, демократического государства. Он однозначно определяет фундаментальные основы современной узбекской государственности, основанной на принципах равноправия, обеспечения законности, безусловности приоритета прав человека страны, верховенство закона.

Но каким бы ни был сильным и совершенным Основной закон страны качество жизни его населения, гарантии реализации декларированных
в Конституции прав и свобод конечно же зависят не только от «правильности» юридически оформленных норм, а в значительной степени зависят от деятельности самих людей по их обеспечению, и в первую очередь от деятельности государственных органов. В этой связи особую ценность для общества представляет эффективная деятельность государства в реализации, заложенных в Конституции принципов. Этим и объясняется широко распространенный в современной практике подхода к оценке эффективности деятельности государственных институтов, страны и общества через призму эффективности обеспечения ими исполнения конституционных норм, достижения исполнения конституционных принципов.

Правоприменительная практика в Узбекистане под мудрым руководством Ш.М.Мирзиёева наполнила процесс исполнения конституционного законодательства новым смыслом и содержанием.
В Конституции Республики Узбекистан четко закреплены положения, обеспечивающие демократичность и эффективность процесса принятия законов. В этой сфере, Президентом страны были предложены обществу новые формы разработки и принятия законодательных актов. Были введены
в законотворческую практику проведения широких общественных и экспертных консультаций, обеспечено повышение практической ценности принимаемых законов.

Президент Узбекистана с первых дней своей деятельности заявил
о первостепенности заложенного в Конституции принципа народовластия, о придаваемой им исключительной важности нуждам и проблемам, волнующим население, о твердости и неизменности нового политико-правового курса в его нацеленности на защиту законных интересов и прав граждан страны. В рамках стратегии действий осуществлен, заложенный
в Конституции страны принцип, «Государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества».

Реформаторский курс Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева доказал свою эффективность и результативность в реализации конституционных норм. Высокий личный профессионализм Ш.Мирзиёева, беспрецедентная самоотдача на посту руководителя страны наполнила новым, ранее не достижимым эффективным содержанием многоплановую работу по исполнению требований конституционных норм.

Анализируя масштабные, осуществленные за последнее время под руководством Президента страны фундаментальные преобразования
в области конституционного правопримения, хочется привести некоторые важные примеры этого процесса, в контексте реализации статей Конституции Республики Узбекистан.

Первый пример. «Статья 35. Каждый имеет право как отдельно, так и сообща с другими лицами, обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в компетентные государственные органы, учреждения или к народным представителям.

Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом».

В стране создана принципиально новая система учета и реагирования на обращения граждан. Центральным звеном данной системы стала Виртуальная приемная и система Народных приемных Президента Республики Узбекистан.

В корне изменилась система обработки обращений граждан со стороны государственных органов. Создана эффективная система реагирования на обращения граждан, повысилась ответственность госорганов, за полноту, своевременность и практическую ценность осуществляемых действий по решению поднимаемых населением проблем.

Второй пример. «Статья 29. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом».

В национальной информационной сфере за последнее время осуществлены поистине революционные изменения. СМИ, граждане страны получили возможность свободно выражать свое мнение. В обществе создана обстановка информационной открытости, когда ни какая проблем не замалчивается, а открыто представляется на общественное обсуждение. Беспрецедентно повысился уровень информационной открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Третий пример. «Статья 40. Каждый имеет право на квалифицированное медицинское обслуживание».

Весь опыт противодействия Республики Узбекистан пандемии коронавирусной инфекции показывает успешность и результативность, инициированных Президентом Республики Узбекистан реформ в сфере здравоохранения. По оценкам авторитетных международных исследований Узбекистан находится в числе немногих стран, которые сумели до минимума свести человеческие и экономические потери от пандемии. Национальное
и международное сообщество являются свидетелями того, как личное участие Руководителя страны в реализации реформ национальной системы здравоохранения позволило Узбекистану за короткий период времени обеспечить исполнение конституционного права граждан на квалифицированное медицинское обслуживание, спасти страну от тяжелых последствий неблагоприятного развития ситуации в связи с пандемией вирусной инфекции.

Четвертый пример. «Статья 42. Каждому гарантируется свобода научного и технического творчества, право на пользование достижениями культуры.

Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества».

Инициативы Президента Узбекистана дали старт масштабным национальным проектам в области развития науки, техники, культурном развитии общества. Реализация данных процессов стимулирует создание адекватной современному уровню глобального развития национальной системы поддержки творческого, инновационного, культурного развития каждой личности.

Масштабными структурными преобразованиями по существу был осуществлен перезапуск систем всех ступеней образования, научных исследований, инновационных разработок. Поднято на новые позиции внимание к процессам развития национальной культуры.

Президенту Узбекистана удалось прочувствовать и сформулировать глобальную национальную идею, которая на долгосрочную, стратегическую перспективу может обеспечить устойчивое развитие общества, его человеческого и экономического потенциала – формирование в Узбекистане фундамента новой эпохи Возрождения – Третьего Ренессанса путем масштабных демократических реформ!

Бесценна с точки зрения гуманистических начал идея Президента Узбекистана о новой эпохе Возрождения в истории нашей
страны, фундамент которой будет способствовать достижению в стране экономического процветания, обеспечению достойной жизни народа
и формированию бесценного наследия для будущих поколений.

Внимание к роли Президента страны в реализации положений закрепленных в Конституции страны обусловлен также и тем, что Шавкат Миромонович Мирзиёев глубоко и точно раскрывает всем нам не только «букву», но и «дух» Основного Закона нашей страны.

Своим личным примером, неиссякаемым энтузиазмом он демонстрирует неисчерпаемый потенциал нашей Конституции, - документа, созданного Народом, документом созданного для Народа. Безальтернативная приверженность Президента страны принципам правового государства, его стремление обеспечить законность и точное исполнение правовых норм, заложенных в Конституции должны стать примером для каждого из нас.

 

 

Нурдинжон Исмоилов,

Спикер Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Просмотров: 2228

Трибуна депутатов

Новости

22.09.2021
Предусматривается укрепление правовой базы Агентства по делам молодежи

22 сентября в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось очередное заседание фракции УзЛиДеП....

22.09.2021
Тщательно рассмотрена каждая норма

22 сентября этого года состоялось очередное заседание фракции Экологической партии Узбекистана. ...

22.09.2021
На заседании фракции обсуждались актуальные вопросы

На очередном заседании фракции Народно-демократической партии Узбекистана в Законодательной палате...

Календарь мероприятий