Мнение депутата

Гражданская активность – барометр развития государства

Гражданская активность – барометр развития государства

Большинство ученых, политиков, экспертов, использующих  понятие «гражданское общество», подразумевают социальное пространство, возникающее между людьми, с одной стороны, и государством -  с другой. Гражданское общество принципиально строится на добровольности, его состав постоянно меняется, отчего оно отличается большим разнообразием.

Институты гражданского общества, ННО необходимы политической системе, главным образом, по той причине, что они способны видеть, чувствовать возникающие в обществе проблемы раньше государства.

Изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни, появлений новых социально-экономических, технических, научных, общественных реалий обуславливают новый импульс развития гражданской активности населения Нового Узбекистана. Реализация интеллектуального и творческого потенциала человека, вовлечение его в социально-ориентированное взаимодействие, саморазвитие и расширение возможностей компетентного выбора гражданской позиции является одним из значимых направлений формирования гражданского общества. Одна из важных особенностей современной гражданской активности проявляется во всё более частом участии населения в решении острых социальных проблем.

Необходимо отметить, что в Узбекистане увеличивается количество диалоговых коммуникационных площадок для общения общественности с властью. Важно только, чтобы власть и граждане одинаково воспринимали термин «диалог». Это не разговоры о «наболевшем» с кем нибудь из правительства.  Для гражданских активистов «диалог» означает возможность оказывать давление на власть, чтобы добиваться от  нее решения назревших проблем.

На сегодняшний день актуально самовыявление самих гражданских институтов. Перед гражданским обществом многих стран стоят такие проблемы, как, неравенство, отсутствие безопасности и изменение климата, постоянное попирание прав человека, кризис демократии и глобальное управление, новые и интенсивные формы участия и партнерства, угроза авторитету и легитимности гражданского общества.

На практике эти изъяны можно увидеть, когда правительство не выполняет своих обязательств по удовлетворению основных потребностей, вследствие чего предоставление основных услуг осуществляется рынком, что приводит  к социальным волнениям. Права ограничиваются, когда гражданское общество обличает высокий уровень коррупции, исследует власть элит или выявляет злоупотребление  сил безопасности.

В различных странах мира демократические ценности находятся под угрозой, а прогрессвные движения ослабевают. Многосторонние механизмы управления подрываются фактами, что процесс принятие решений в основном является непрозрачным, а участие общественности часто носит символический характер. Очень часто гражданское общество не «подтвреждает слова делами», когда речь идёт о прозрачности,  подотчётности, инклюзивности и многообразии. Отсутствие достаточных данных, фактов и анализа ограничивают воздействие гражданского общества.

Невзирая на многочисленные проблемы, граждане и гражданское общество продолжают оставаться одной из основных движущих сил радикальных социальных преобразований. Действительно, в настоящее время наблюдается огромное  стремление к гражданскому участию. Необходимы новые и интенсивные формы участия и партнерство. При этом партнерские отношения должны основываться на принципах равенства и уважения и раскрывать отличительные преимущества гражданского общества в преодолении современных вызовов.

Для того, чтобы появилась возможность действовать и реагировать на острые проблемы в деятельности гражданского общества, необходимо:

-  укреплять солидарность между гражданским обществом;

- помогать организациям гражданского общества в вопросах по налаживанию связей с другими организациями;

- придать больше весомости мнению групп населения, к которым, как правило, не  прислушиваются;

- поощрять предоставление ресурсов многообразному и устойчивому гражданскому обществу;

- вводить новшества и разрабатывать смелые инициативы;

- проводить передовые исследования и экспертный анализ;

- поощрять, моделировать и распростронять передовой опыт гражданского общества;

- системное и целенаправленное обучение предстваителей гражданского общества (молодежи, СМИ, правительство, ННО и т.д).

Настала необходимость разработки Стратегии активности гражданского общества, которая будет включать такие цели, как, защита гражданских свобод и демократических ценностей;  укрепление способности граждан объединиться, мобилизоваться и действовать; расширение вожможностей для более эффективного и инновационного гражданского общества.

Только в этом случае у людей будет возможность и инструменты для полного, эффективного и творческого участия в процессах принятия затрагивающих их интересы решений. Граждане смогут участвовать в процессе контроля ответственности правительства за обязательства, взятые ими на национальном и междунардном уровнях, в том числе изложенных в «Целях устойчивого развития», касающихся прав человека.

В целях предоставления возможности гражданскому обществу участвовать в качестве действующего субъекта процесса управления и развития в Узбекистане, был организован учебный тур в Грузию в рамках проекта ACTED в сотрудничестве с Общенациональным движением «Юксалиш»  - «Прозрачное и инклюзивное управление через инновации и сотрудничество между гражданским обществом и местными органами власти», при финансовой поддержке Европейского Союза.

Необходимо отметить, что данная ознакомительная поездка была организована при поддержке «Национальной ассоциации местных органов властей NALAG» в Грузии, которая имеет определенный опыт в расширении возможностей организаций гражданского общества, а также содействии активному их участию с местными органами власти, государственными организациями.

Во время поездки были организованы встречи с депутатами Парламента Грузии, представителями Министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии, Института развития свободы информации (IDFI), Civitas Georgica, Кавказского исследовательского ресурсного центра (КИРЦ). Также были практические визиты в Городское собрание Тбилиси и Дом юстиции.

При встречах участниками были изучены система местного самоуправления Грузии и законодательство, структура муниципальных советов в Грузии, методы и механизмы гражданского мониторинга, результаты мониторинга подотчетности и прозрачности местных самоуправлений, включая госзакупки, информация об общественных советах.

Участники также были ознакомлены с передовой практикой взаимодействия организаций гражданского общества с местными органами власти, государственными органами и созданием благоприятных условий для сотрудничества; общественными механизмами участия и общественным контролем, платформами.

Хотелось бы  отметить, что такие практические поездки дают возможность понять совместные механизмы сотрудничества с местными органами власти, их роль, активное участие в общественной жизни и процессах принятия решений; а также возможность обменяться мнениями по наращиванию потенциала общественных советов в развитии, содействии и реализации диалога и взаимодействия между гражданами и правительством.

Гражданское общество является неотъемлемой частью развития общественных отношений и важнейшей гарантией демократии, верховенства закона и свободы личности в государстве.

Следует отметить, что в Узбекистане поэтапно и последовательно строится гражданское общество, так в мае 2018 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны»., в марте 2021 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по государственной поддержке негосударственных некоммерческих организаций, обеспечению свободы их деятельности, защиты прав и законных интересов», также Указом Главы государства была утверждена Концепция развития гражданского общества в 2021-2025 годах. В связи с актуальностью вопроса, целесообразным является анализ некоторых проблем развития гражданского общества.

Стоит подчеркнуть, что в Узбекистане негосударственные некоммерческие организации растут количественно и качественно. В настоящее время в стране насчитывается 9 тысяч 200 ННО, действуют филиалы и представительства более 30 международных и иностранных неправительственных организаций.  

Существующая законодательная база по деятельности ННО в Узбекистане впечатляет. За годы независимости было принято более 200 законодательных актов, направленных на усиление роли и значения гражданских институтов и решение насущных социально-экономических проблем граждан.

В течение последних двух лет по инициативе Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева были проведены практические реформы для дальнейшего совершенствования деятельности ННО. Пересмотр и совершенствование деятельности Общественного фонда поддержки ННО и других институтов гражданского общества при Парламенте и создание парламентской комиссии по управлению средствами Фонда стали важным социальным событием.

Однако, несмотря на такие меры, в должной степени не ощущается участие общественных организаций в системном изучении проблем населения, их решении, особенно в поддержке женщин, оказавшихся в сложном социальном положении, предупреждении правонарушений и преступности среди молодежи и женщин, их трудоустройстве. 

Также хотелось бы подчеркнуть роль и значимость уникального института местного самоуправления в нашем регионе как махалля. За годы независимости была укреплена и развита правовая основа деятельности органов самоуправления граждан в лице института махалля. Этот институт сформирован как неотъемлемая часть политической, экономической и духовной жизни страны, а также были созданы все необходимые условия для развития махалли.

Махалля как проверенная временем форма самоуправления вполне соответствует характеру и потребностям народа Узбекистана, является надежным фактором сохранения и укрепления в стране обстановки мира и согласия, общественной стабильности. Этому способствует процесс расширения полномочий махаллинских сходов и аксакалов. В настоящее время, по всей республике число сходов граждан и органов самоуправления – махаллинских комитетов превысило 10 тысяч.

Однако имеются некоторые проблемы, препятствующие махаллинским комитетам превратиться в истинную опору гражданского общества в Узбекистане. К примеру, существуют факты вмешательства исполнительной власти районных и городских уровней в процесс формирования руководства махаллинских комитетов, вопреки прямому законодательному запрету на подобные явления.

На практике это приводит к тому, что махаллинские комитеты, вместо того, чтобы служить интересам жителей махалли и донести их голоса до вышестоящей власти, наоборот выполняют регулярные поручения исполнительной власти, иногда вступающие в прямое противоречие с интересами местных жителей. Таким образом, можно констатировать, что махаллинские комитеты в своей деятельности порой далеки от потребностей и нужд жителей махали.

В процессе строительства гражданского общества в Узбекистане фактор поэтапности и последовательности играет важную роль. Исходя из этого страна выбрала свой путь развития. В то же время, в результате научных исследований и анализа, можно отметить, что сегодня есть некоторые недостатки и проблемы в процессе формирования сильного гражданского общества и в деятельности негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане.

Исходя из проведенного анализа, можно отметить, что в Узбекистане усиливается тенденция перепоручения части традиционно государственных функций (в основном социально ориентированных функций или функций с характером общественного контроля) отдельным институтам гражданского общества, при сохранении руководствующих функций за государственными ведомствами. Это, по сути, является началом позитивных изменений в обществе. Принятые законы «Об общественном контроле», «О социальном партнерстве» также являются тенденций усиления роли гражданского общества в стране.

Таким образом, постепенно происходит ограниченное, весьма своеобразное усиление взаимодействия гражданского общества с государством. Ведь об этом ещё говорил Президент Узбекистана, в своём интервью «Новый Узбекистан становится страной демократических перемен, больших возможностей и практической работы».

Вполне возможно, что в будущем Новый Узбекистан станет барометром развития стран Центральной Азии, с твёрдой позицией гражданской активности узбекского народа.

Гульрух Агзамова,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса


Просмотров: 73

Трибуна депутатов

Новости

22.09.2021
Предусматривается укрепление правовой базы Агентства по делам молодежи

22 сентября в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось очередное заседание фракции УзЛиДеП....

22.09.2021
Тщательно рассмотрена каждая норма

22 сентября этого года состоялось очередное заседание фракции Экологической партии Узбекистана. ...

22.09.2021
На заседании фракции обсуждались актуальные вопросы

На очередном заседании фракции Народно-демократической партии Узбекистана в Законодательной палате...

Календарь мероприятий