Мнение депутата

Справедливость, открытость, гласность Гулистанский документ — международное признание развития конституционно-правовых основ выборов Президента

Справедливость, открытость, гласность Гулистанский документ — международное признание развития конституционно-правовых основ выборов Президента

1 июля в городе Гулистане состоялась международная конференция на тему «Конституционно-правовые основы выборов Президента: опыт Узбекистана и зарубежных стран».

Мероприятие организовано Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Институтом государства и права Академии наук и Центром устойчивого развития при поддержке Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Программы развития ООН, Швейцарского агентства развития и сотрудничества в формате онлайн и офлайн.

В ходе конференции участники имели возможность провести обзор избирательного законодательства и практики, дать оценку новеллам Узбекистана в данной сфере, приняли Гулистанский документ, содержащий ряд выводов и рекомендаций по их совершенствованию.

 

Главные особенности

Первая особенность. Конференция посвящена обсуждению конституционно-правовых основ выборов Президента — одной из важнейших общественно-политических событий нынешнего года в Узбекистане, а также обмену мнениями и опытом о тенденциях развития избирательного законодательства и практики проведения демократических выборов в условиях продолжающейся пандемии коронавируса.

В ней участвовало свыше 50 экс­пертов и представителей из более 30 международных организаций, зарубежных стран (Грузии, Индии, Кыргызстана, Молдовы, Польши, Португалии, России, Таджикистана, Японии) и дипломатического корпуса в Ташкенте, а также около 200 представителей Олий Мажлиса, судебной ветви власти, ЦИК, ведущих исследовательских и учебных центров, политических партий, гражданских институтов страны — ведущие эксперты в области конституционного и избирательного права. Участники подключились к конференции из 71 точки в онлайн-формате.  

По мнению участников форума, предстоящие выборы в Узбекистане имеют ключевое значение для дальнейшего устойчивого развития нашей страны и всего региона Центральной Азии в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В частности, по мнению координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане посла Пьера фон Аркса, конференция дала международному сообществу возможность ознакомиться с успехами, достигнутыми в организации и проведении президент­ских выборов в соответствии с самыми высокими международными стандартами. Узбекистан заинтересован в здоровом избирательном процессе, проходящем в условиях укрепления верховенства закона. Он станет примером демократии и стабильности не только в Центральной Азии, но и на международном уровне.

Профессор Польского университета естественных и гуманитарных наук Ежи Шукальски подчеркнул, что с 2016 года «в Узбекистане проявился новый дух открытости, прозрачности, демократии. Реформы Шавката Мирзиёева сформировали совершенно новые условия. Сегодня есть достаточно оснований говорить о том, что предстоящие выборы будут соответствовать высоким демократическим принципам».

Вторая особенность. Конференция инициирована и организована академическими и исследовательскими центрами, гражданскими институтами страны. В частности, советник посла и постоянный представитель Индии в Региональной антитеррористической структуре ШОС Бхаргав Митра обратил особое внимание на то, что:

 организация конференции научными и аналитическими центрами, негосударственными некоммерческими организациями, а также свободное и открытое обсуждение всех вопросов, связанных с выборами и затронутых в работе форума, свидетельствует о возрастающей роли и значении гражданских институтов. Это в свою очередь является важнейшим вектором государственной политики — формирование свободного и справедливого гражданского общества;

 проведение конференции не в Ташкенте, а в одном из региональных центров страны — Гулистане, свидетельствует о том, что в предстоящее важнейшее политическое событие вовлечены почти все регионы;

 участие в работе конференции лидеров практически всех политических партий страны предвосхищает проведение предстоящих выборов в условиях сильной межпартийной борьбы, состязательности, открытости, свободы мнений и подлинного выбора. Все это — уникальное достижение обновляющегося Узбекистана.

Другие участники форума согласились с этим мнением, что нашло свое отражение в Гулистанском документе.

Основные выводы

Первый вывод. За последние годы в Узбекистане приняты последовательные меры, направленные на укрепление конституционно-правовых основ свободных и справедливых выборов, проводимых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании открыто и гласно — неотъемлемого атрибута демократического правового государства, а также на укрепление и развитие современной демократической избирательной системы.

Можно выделить три этапа развития и совершенствования избирательного законодательства и избирательного процесса.

 переход от отдельных законов к единому Избирательному кодексу;

 обеспечение независимости учредительной власти — Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий всех уровней;

 расширение возможностей политических партий по организации агитационной кампании и предвыборной деятельности, включая проведение массовых акций в ходе выборов.

Многими участниками отмечалось, что процесс развития и совершенствования избирательной системы, как и законодательства о выборах, далеко не закончен. Ведь выборы — не конечная остановка, пункт назначения, а постоянный процесс. Мировая практика показывает, что едва ли не каждая очередная избирательная кампания высвечивает новые проблемы.

Посол Пьер фон Аркс, эксперты БДИПЧ ОБСЕ Карла Луиш и А. Громов особо подчерк­нули развитие плодотворного сотрудничества Узбекистана с БДИПЧ ОБСЕ, Парламентской ассамблеей Совета Европы и Венецианской комиссией в сфере совершенствования организационно-правовых условий подготовки и проведения выборов. В частности, последние парламентские выборы в Узбекистане проводились в соответствии с новым Избирательным кодексом, который был разработан в том числе при поддержке БДИПЧ ОБСЕ, Венецианской комиссии и принят парламентом в июне 2019 года.

Представители ОБСЕ отмечают, что парламент Узбекистана продолжает рассматривать и анализировать избирательные процессы в стране. В 2020 году для выработки рекомендаций по дальнейшему выполнению обязательств ОБСЕ и других международных обязательств и стандартов демократических выборов в Узбекистане (включая рекомендации БДИПЧ) Бюро привлекло международных экспертов. Причем внесению в избирательное законодательство каждого, даже незначительного изменения всегда предшествует тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний и выработка на их основе предложений по совершенствованию законодательства.

В результате совместных усилий были внесены изменения и дополнения в 11 статей Избирательного кодекса Узбекистана. Также было отмечено, что ОБСЕ сыграла важную роль во внедрении Единого электронного списка избирателей (SELV). В целом положительно оценивается принятие и учет 21 рекомендации миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами 2019 года при внесении изменений и дополнений в Избирательный кодекс, ряд законов страны, в положения и инструкции ЦИК.

Второй вывод. Узбекистан открыт конструктивному сотрудничеству с международными структурами и зарубежными странами, а также готов к транспарентным, справедливым и демократическим выборам.

Так, в мае состоялся визит в Узбекистан экспертов БДИПЧ ОБСЕ в связи с предстоящими выборами. Это свидетельствует о готовности Узбекистана к проведению выборов в соответствии с международными обязательствами и с участием международных наблюдателей.

Тем более за последние годы наработан положительный опыт привлечения наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ к выборам в Узбекистане. В частности, миссия БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за досрочными президентскими выборами 2016 года в Узбекистане включала 193 наблюдателя из 32 стран. На прошедшие в декабре 2019 года парламентские выборы БДИПЧ ОБСЕ впервые направила полномасштабную миссию. На день выборов вместе с делегацией Парламентской ассамблеи ОБСЕ была сформирована международная миссия, которая включила 316 наблюдателей из 37 стран. В их итоговом отчете сделан вывод о том, что выборы проходили на фоне улучшенного законодательства и возросшей терпимости к независимым мнениям. При этом эксперт А. Громов подчеркнул «важность учета местных и культурных особенностей при реализации рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ».

Заместитель руководителя секретариата Совета Межпарламентской ассамблеи СНГ И. Мушкет отметил, что в этом году группа международных наблюдателей от МПА СНГ впервые примет участие в наблюдении за выборами Президента Республики Узбекистан. Это говорит о повышении интереса международного сообщества к Узбекистану и его открытости сотрудничеству с международным сообществом. При этом он отметил, что «важнейшими при организации международного наблюдения являются такие принципы — уважение национального суверенитета, недопущение внешнего вмешательства в национальные выборы и беспристрастность».

Постоянный представитель ПРООН в Узбекистане Матильда Димовска отметила, что мероприятие прошло в контексте предстоящих выборов в Узбекистане, и страна проявляет приверженность тем реформам, которые были начаты в 2017 году. При этом, по ее словам, ПРООН приветствует своевременные изменения в законодательство с учетом международных рекомендаций. И выражает готовность оказывать содействие в дальнейшем.

М. Димовска подчеркнула «важность:

 обеспечения международного и национального наблюдения за выборами. Рекомендации наблюдателей служат совершенствованию избирательного законодательства, которое продолжается и после выборов;

 организации подготовки и проведения выборов с учетом продолжающейся пандемии, когда возникают трудности при организации выборов во всем мире. В некоторых странах выборы были отменены вследствие этого. В этой связи следует принять дополнительные меры предосторожности. Мы поддерживаем усилия ЦИК в данном направлении».

Третий вывод. Выборы в Узбекистане проходят в условиях все возрастающей общественно-политической активности политических партий, здоровой межпартийной конкуренции, развития и укрепления реальной многопартийной системы в стране. Отмечается также рост общественной активности, требовательности и взыскательности граждан в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ.

Посол Пьер фон Аркс подчеркнул, что в Узбекистане «политические партии активно участвуют в выборах, а роль средств массовой информации возрастает». М. Димовска тоже разделила данное мнение и констатировала повышающуюся роль гражданских институтов и СМИ в избирательном процессе, особенно в повышении информированности населения о выборах.

В свою очередь представители политических партий страны отметили, что сегодня наблюдается качественно новый уровень требовательности электората. Особенно активны в общественной жизни женщины и молодежь.

Опыт показывает, что, вступая в избирательную кампанию, любая политическая партия постоянно совершенствует свои программные идеи и цели. Необходимы коренной пересмотр работы партий с населением и их деятельности в представительных органах власти, совершенствование их идеологических и програм­мных документов, средств пропаганды. Их пиар-стратегии и медиапланы должны разрабатываться также с учетом цифровой трансформации общества и государства, а также потребностей каждой категории избирателей, особенностей каждого региона и каждой махалли.

Четвертый вывод. Полноправное членство Узбекистана в Совете по правам человека на период 2021—2023 гг., принятие Национальной стратегии по правам человека свидетельствуют о том, что в новом Узбекистане права, свободы и законные интересы человека являются высшим приоритетом государственной политики.

Отдельное внимание было уделено тому, что недавно страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, что также создаст условия для активного участия лиц с инвалидностью в электоральном процессе. Международные участники мероприятия подчеркнули всемерную поддержку со стороны международных структур и зарубежных стран, выдвинутых Узбекистаном свыше двадцати глобальных, региональных и национальных инициатив в сфере прав человека в рамках ООН.

В данном контексте Карла Луиш подчеркнула, что международные стандарты по правам человека закрепляют избирательные права, и эти права должны соблюдаться и в условиях пандемии. Даже при карантинных мерах граждане должны полностью реализовывать свои избирательные права и иметь доступ к правосудию в случае их нарушения.

Участники форума позитивно оценили принимаемые в Узбекистане меры в этой сфере.

Пятый вывод. Необходимо шире распространять опыт Узбекистана в сфере повышения электоральной культуры населения — залога транспарентности и справедливости выборов.

По мнению участников конференции, повышение электоральной культуры и активности избирателей, укрепление их доверия к избирательному институту, поддержание в обществе убежденности в том, что единственным современным и демократичным механизмом формирования государственной власти, реализации конституционных принципов в новых условиях являются выборы, остаются важнейшими задачами и необходимыми условиями реализации конституционных прав граждан на участие в управлении делами общества и государства.

Утвержденная палатами Олий Мажлиса Национальная программа действий по повышению электоральной культуры населения, предусматривающая меры по:

 развитию профессиональных навыков организаторов, а также укреплению и совершенствованию системы правового просвещения избирателей и всех других участников избирательного процесса, приданию этой работе целе­направленного, публичного и комплексного характера;

 повышению общей правовой и электоральной культуры различных категорий участников избирательного процесса, особенно молодежи;

 улучшению работы со СМИ, повышению их знания об избирательном процессе, вовлечению в процесс распространения достоверной информации на всех этапах выборов, а также повышению медиакультуры в обществе;

 вовлечению институтов гражданского общества в обеспечение демократичности, легитимности и справедливости избирательного процесса, а также в деятельность государственных органов по защите прав и интересов всех участников избирательного процесса, избирателей;

формированию и развитию информационно-правовых образовательных ресурсов на основе новых информационно-коммуникационных технологий, будет способствовать свободному волеизъявлению граждан, в том числе лиц с инвалидностью.

Шестой вывод. За последние годы в Узбекистане наблюдается динамичное усиление и расширение роли и возможности участия в выборах институтов гражданского общества, волонтеров, средств массовой информации, значительного роста уровня политической, общественной активности, гражданской ответственности людей, их требовательности и взыскательности в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ.

Эксперт ПРООН Г. Бараташвили отметил, что «многие международные документы поощряют участие гражданского общества в избирательном процессе. Избирательный кодекс Узбекистана создает условия для этого. При этом важно обеспечить также инклюзивный диалог со всеми заинтересованными субъектами избирательного процесса».

По словам эксперта ПРООН Н. Добрецовой, огромную роль в совершенствовании электорального процесса играют институты гражданского общества. Особое значение имеет их активное участие в совершенствовании выборного законодательства, повышении электоральной культуры в обществе в условиях цифровизации, реализации гендерной политики.

Злободневную проблему поднял И.  Мушкет: «широкое внедрение цифровых технологий способствует ускорению распространения информации, сообщения тиражируются и распространяются в социальных сетях и мессенджерах. Это создает благоприятную среду и для распространения недостоверной информации, фейков, призывов к насилию и иного противоправного контента. В то же время неразвитость средств регулирования цифровой среды и неподконтрольность владельцев цифровых платформ — транснациональных корпораций — национальному законодательству создает угрозу неправового вмешательства в избирательный процесс». Данная проблема также ждет своего практического решения, в том числе и на законодательном уровне, в сфере повышения медиаграмотности населения.

В Гулистанском документе участники конференции обозначили также много других выводов относительно развития избирательного законодательства и практики в Узбекистане.

 

Важные рекомендации

Конференцией предложено рассмотреть ряд рекомендаций.

Первая рекомендация. На фоне тенденции роста представительства молодежи в парламенте страны, когда доля молодых депутатов в масштабах мира составляет менее 2,6 процента, а в Узбекистане данный показатель превышает шесть процентов, продолжить реализацию инициативы Межпарла­ментского союза «Мы — за молодежь в парламенте», в том числе активизацию деятельности молодежных парламентов страны.

Вторая рекомендация. Учитывая, что для женщин Узбекистана созданы равные с мужчинами условия для активного их участия в процессах принятия решений на всех уровнях, что имеет основополагающее значение для достижения равенства, устойчивого развития, мира и демократии, предлагается рассмотреть вопросы:

  усиления политики по поддержке и мотивации женщин для участия в политической деятельности и выборах;

 расширения и поддержки программ, направленных на осведомление и информирование женщин и девушек о значении политического процесса и их участии в политической жизни страны.

Третья рекомендация. В плане дальнейшего совершенствования избирательного законодательства страны предлагается рассмотреть вопросы:

 принятия закона о политической рекламе с целью обеспечения равного доступа политических партий к соответствующим услугам при распространении рекламы, а также дополнительных мер, направленных на установление гарантий равенства политических партий при освещении их предвыборной деятельности (или внесение соответствующих положений в Избирательный кодекс);

 разработки кодекса этики организаторов выборов, а также этических кодексов для СМИ, политических партий и национальных наблюдателей;

 усиления взаимодействия академического сообщества Узбекистана с экспертами международных структур, в том числе БДИПЧ ОБСЕ, в сфере выработки предложений по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства и практики страны.

Четвертая рекомендация. Для мониторинга избирательного процесса предлагается:

внедрить в практику подготовку ежегодного доклада независимыми исследовательскими центрами и институтами гражданского общества, содержащего обобщение практики применения законодательства, анализ состояния правовой культуры избирателей и выявленных правонарушений;

 в рамках действующего законодательства реализовать меры по вовлечению гражданских институтов в обеспечение открытости и гласности выборов, осуществление общественного мониторинга избирательного процесса.

Пятая рекомендация. В условиях цифровой трансформации общества и государства возникает необходимость в дальнейшем расширении применения цифровых технологий в избирательном процессе и их правового регулирования.

В целом конференция заключила, что в Узбекистане сформировано благоприятное политическое, социальное, правовое и гуманитарное пространство для свободных и справедливых выборов, что призвано обеспечить подлинную демократичность, справедливость, открытость, гласность и транспарентность в организации и проведении выборов.

За последние годы в результате системной и последовательной демократизации и либерализации избирательных норм, общественной и государственной жизни созданы все необходимые условия, обеспечивающие полную реализацию конституционных прав граждан на участие в управлении делами общества и государства. Выборы в Узбекистане превращаются в эффективные механизмы формирования государственной власти, обеспечивающие ее преемственность и политическую стабильность.

Конференция призывала международных партнеров поддерживать сотрудничество и обмен передовым опытом между государствами при разработке национальной политики, программ и проектов в области реализации избирательных прав граждан, развития и укрепления конституционно-правовых основ выборов.

 Акмал САИДОВ,

Первый заместитель Спикера Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Просмотров: 135

Трибуна депутатов

Новости

29.07.2021
Вопросы повестки дня тщательно рассмотрены Парламентской комиссией

29 июля 2021 года в Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось очередное заседание Парламентской...

28.07.2021
Заслушана информация Министерства занятости и трудовых отношений

На нем члены комитета заслушали информацию Министерства занятости и трудовых отношений об исполнении...

27.07.2021
Какие новые нормы будут внесены в законопроект?

В современных правовых и социально-экономических условиях возникла необходимость разработки проект...

Календарь мероприятий