Мнение депутата

Экоаудит в защиту окружающей среды

Экоаудит в защиту окружающей среды

Инвентаризация нормативно-правовых актов показала, что существующая законодательная база страны в области экологического аудита требует существенного развития, дополнения. Необходимо разработать специфический законодательный акт, в котором должны найти отражение правовые, экономические и финансовые, а также управленческие механизмы проведения экологического аудита.

В Послании Олий Мажлису Президент выступил за усиление охраны окружающей среды и улучшение экологической ситуации, подчеркнув, что важными задачами являются совершенствование системы экологического контроля на производстве, пересмотр порядка проведения экологического аудита и активизация частной аудиторской деятельности этого профиля.

В Узбекистане эколого-правовая процедура ведения экологического аудита определяется некоторыми нормами законов «Об экологической экспертизе», «Об охране природы», «Об экологическом контроле». Между тем анализ действующих законов и подзаконных актов в данной сфере показывает, что имеются отсылочные нормы, противоречия, отсутствуют качественные и системные механизмы регламентации, что затрудняет их правоприменение. Экологический аудит проводится в исключительных случаях при реализации инвестиционных проектов (в нефтегазовых, автопромышленности и других) для минимизации рисков неплатежей по ссудам, согласно международным требованиям.

По имеющимся данным, в настоящее время в стране действует 90 предприятий первой и 947 — второй категорий, оказывающих влияние на окружающую среду. В 2019 году только 558 из них были охвачены со стороны компетентных органов мониторингом при выявлении источников загрязнения. Однако в большинстве стран в целях контроля за окружающей средой и рациональным использованием природных ресурсов все предприятия подлежат негосударственному независимому специальному институту экологического контроля — экологическому аудиту. В таких странах, как США, Великобритания, Канада, Италия, Швеция и Нидерланды, экологический аудит регулируется отдельным законом. Во Франции и Норвегии введен экологический аудит для проверки промышленной безопасности и оказания помощи государственным органам в принятии соответствующих мер безопасности, а также при покупке недвижимости.

Концепция проведения ревизии экологической деятельности компаний (экологического аудита), разработанная в конце 70-х годов XX века в США, впервые использовалась на практике для проверки соблюдения компаниями экологических требований законов, подзаконных актов и нормативов. Специализированный экологический аудит проводится по проблемам оценки опасности производимого продукта, минимизации отходов, вопросам профессиональных заболеваний, промышленной гигиены, контроля загрязнения природной среды и т. д.

Для чего он необходим?

Систематические аудиторские проверки свидетельствуют об ответственности предприятия, реализации его экологической политики, направленной на следование законам. Если предприятие до правонарушения не имело программы экологического аудита, но сразу же принимает ее и гарантирует исполнение, то это может смягчить вину и последующие санкции, а также привести к сокращению штрафов.

Международная финансовая корпорация в качестве цели экологического аудита рассматривает определение характера и масштабов всех возможных экологических проблем, включая вопросы охраны здоровья и обеспечения безопасности на существующих объектах или в рамках корпоративной политики.

Всемирный банк рассматривает экологический аудит как методическое изучение экологической информации об организации, сооружении или объекте для выяснения степени соответствия критериям экологического аудита.

С 1991 года во многих странах коммерческие банки начали использовать экологический аудит для предварительного определения клиентов банка, которые в будущем окажутся неплатежеспособными по банковским кредитам. За счет этого будут приняты финансовые меры против предприятий, не соблюдающих законодательство в области охраны окружающей среды.

Проводимая большинством стран экологическая политика предусматривает последовательное совершенствование технологического уровня производства, ориентирующегося на ресурсосбережение, применение малоотходных и безотходных технологий, сокращение объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утилизации и переработки отходов, ликвидацию негативных последствий антропогенного воздействия.

В международной практике положительные результаты аудита позволяют повысить инвестиционную привлекательность предприятия, планирование деятельности в области охраны природы, выбор экономичных технологий, правильную и целенаправленную организацию экологического менеджмента.

Можно сказать, что экологический аудит имеет прочную правовую основу на практике во всех промышленно развитых странах. Анализ их законодательства показывает, что отсутствие необходимой правовой базы, в частности, специализированного комплексного закона, создает определенные проблемы в систематической реализации услуг экологического аудита.

Закон «Об экологическом аудите», подписанный Президентом Шавкатом Мирзиёевым, знаменателен тем, что правовой акт направлен на регулирование отношений в области экологического аудита в нашей стране.

Он разработан в соответствии с постановлением Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды» с учетом международного опыта и стандартов регулирования экологического аудита. Юридический документ также обсуждался широкой общественностью.

Закон состоит из норм непосредственно прямого действия, свободных от отсылочных статей. Исключены нормы, создающие бюрократические препятствия в развитии отрасли, в частности, вводятся через прозрачный механизм вместо лицензирования деятельности, то есть включения в государственный реестр предпринимателей аудиторов.

Данный документ предусматривает наиболее эффективный способ самоконтроля хозяйствующих субъектов I и II категорий их воздействия на окружающую среду посредством экологического контроля без вмешательства государственных органов. Это позволяет иметь полную и объективную информацию об уровне воздействия на окружающую среду крупных хозяйствующих субъектов.

В целях поощрения добровольного экологического аудита хозяйствующим субъектам предусматривается предоставление льгот по освобождению от проверок со стороны государственного органа в течение одного календарного года, но с учетом, что субъект экологического аудита функционировал в соответствии с техническими регламентами и правилами в области охраны окружающей среды.

Предпринимателям отрасли предоставляется право создавать общественные объединения на основе демократических принципов, а также широкие возможности для управления отраслью и ее развития. Широкое внедрение нового правового документа будет способствовать развитию нового рынка услуг экологического аудита в стране. Проверки хозяйствующих субъектов государственными органами станут возможны только в рамках закона. В конечном итоге закон выступает за комфортную и безопасную окружающую среду для человека.

В период построения нового Узбекистана правовая база государственного управления в области экологии и охраны окружающей среды развивается на основе демократических ценностей страны. Результаты реформ по обновлению во всех сферах убеждают, что правильный путь — не чрезмерная централизация государственного управления, а демократизация управления.

 

Ислам ХУШВАКТОВ,

депутат Законодательной палаты

Олий Мажлиса,

член фракции Экологической

партии Узбекистана


Просмотров: 61

Трибуна депутатов

Новостная лента

09.04.2021
Депутатами 279 вопросов были решены на месте

В Законодательной палате Олий Мажлиса фракцией СДПУ «Адолат» организован круглый стол в формате ...

08.04.2021
Обсужден вопрос защиты законных интересов женщин

Отмечено, что в процессе широкомасштабных демократических реформ в Узбекистане постоянное внимание у...

08.04.2021
Узбекистан — Саудовская Аравия: новый этап межпарламентских связей

8 апреля 2021 года в Законодательной палате состоялось первое заседание Парламентской группы дружбы...

Календарь мероприятий