Законопроекты, вынесенные на общественное обсуждение

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях»

Проект

 

 

ЗАКОН

Республики Узбекистан

 

 

О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан
«О свободе совести и религиозных организациях»

 

 

Принят Законодательной палатой _____________

 

 

 

Статья 1. Внести в Закон Республики Узбекистан от 1 мая 1998 года
№ 618–I «О свободе совести и религиозных организациях» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1997 г., № 9, ст. 328; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст. 124; 2003 г., № 5, ст. 67; 2005 г., № 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 12, ст. 473; 2017 г. № 9, ст. 510; 2018 г., № 4, ст. 224) изменения и дополнения, утвердив его новую редакцию (прилагается).

 

Статья 2. Комитету по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерству юстиции Республики Узбекистан
и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья 3. Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения Правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Проект

 

 

ЗАКОН

Республики Узбекистан

 

 

 

«О свободе совести и религиозных организациях»

(новая редакция)

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является обеспечение права каждого на свободу совести и вероисповедания, равенства граждан независимо от их отношения к религии, а также регулирование взаимоотношений уполномоченных государственных органов и религиозных организаций для сохранения межрелигиозного и межнационального согласия.

 

Статья 2. Законодательство о свободе совести и религиозных организациях

 

Законодательство о свободе совести и религиозных организациях состоит из Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона
и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Узбекистан о свободе совести и религиозных организациях,
то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

конфессия – особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания;

материалы религиозного содержания – книги, брошюры, журналы, газеты, листовки, другие печатные издания, знаки, символы, аудиовизуальные произведения (теле-, кино- и видеофильмы, клипы, записи концертных программ, мультфильмы и др.), электронные носители информации (дискеты, CD, DVD диски, встроенные и съемные карты памяти, материалы, размещенные в сети Интернет и др.), отражающие догматические основы, историю, идеологию учения и комментарии к ней, практику обрядов различных религиозных вероучений, а также оценку с позиции религии отдельных личностей, исторических фактов и событий;

миссионерство – деятельность по распространению вероучения и насаждению религиозных взглядов соответствующего религиозного объединения путем целенаправленного оказания идеологического воздействия на лицо (группу лиц) с целью обращения в членство данного объединения;

прозелитизм – одна из форм миссионерской деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение представителей иных религий в свою религию;

незаконная религиозная деятельность – осуществление религиозной организацией деятельности без прохождения регистрации
в установленном порядке или за пределами территории деятельности, занятие религиозной образовательной деятельностью в частном порядке;

религиозное образование – обучение религиозным знаниям определенной конфессии;

религиозная организация – зарегистрированная в установленном порядке добровольное объединение граждан в целях совместного исповедования веры, совершения богослужений, обрядов и ритуалов, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами) (религиозные общества, мечети, церкви, синагоги, монастыри и другие), а также религиозное образовательное учреждение и центральный орган управления религиозной организации
по Республике Узбекистан;

центральный орган управления религиозной организации по Республике Узбекистан (центральный орган управления) – единое религиозное объединение по Республике Узбекистан, созданное зарегистрированными местными религиозными организациями, действующими в не менее чем в восьми территориальных образованиях Республики Узбекистан (Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент) в целях координации деятельности местных религиозных организаций одной конфессии;

местная религиозная организация – религиозное объединение, осуществляющее деятельность на территории Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, района или города созданное по инициативе не менее пятидесяти граждан Республики Узбекистан, постоянно проживающих на территории соответствующего района (города) Республики Узбекистан, достигших восемнадцати лет;

религиозное образовательное учреждение – учреждение, созданное центральным органом управления для подготовки священнослужителей и необходимого им религиозного персонала, относящихся к определенной конфессии.

 

Статья 4. Право на свободу совести

 

Свобода совести – это гарантированное конституционное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или
не исповеданию религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в получении религиозного образования.

Осуществление свободы исповедовать религию или иные убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для обеспечения общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод других граждан.

 

Статья 5. Основные принципы обеспечения свободы совести

 

Основными принципами обеспечения свободы совести являются:

равенство;

верховенство закона;

открытость и прозрачность деятельности религиозных организаций;

отделение религии от государства.

 

Статья 6. Принцип равенства

 

Граждане Республики Узбекистан независимо от их религиозной принадлежности равны перед законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Республики Узбекистан и несут установленную законом ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях.

Указание в официальных документах религиозной принадлежности граждан не допускается.

Любое ограничение прав и установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их отношения к религии, возбуждение вражды и ненависти либо оскорбление чувств граждан
в связи с их религиозным или атеистическим убеждением, как и осквернение почитаемых религиозных культовых объектов влекут ответственность, установленную законом.

Никто не может по мотивам своих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных законом обязанностей. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается.

 

Статья 7. Принцип верховенства закона

 

Религиозные организации в своей деятельности соблюдают нормы Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства, а также положения своих уставов.

 

Статья 8. Принцип открытости и прозрачности

 

Религиозные организации осуществляют свою деятельность открыто и прозрачно во взаимодействии с государственными органами и общественными учреждениями.

 

Статья 9. Принцип отделения религии от государства

 

В Республике Узбекистан деятельность религиозных организаций и государственных органов осуществляется на основе взаимного невмешательства.

Государство способствует установлению взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими различные религии и не исповедующими их, между религиозными организациями различных вероисповеданий, не допускает религиозного фундаментализма и экстремизма, действий, направленных на противопоставление и обострение отношений, разжигание вражды между различными конфессиями.

Государство выступает гарантом мирного сосуществования конфессий.

Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либо государственных функций, не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству. Религиозные организации не выполняют государственных функций. Государство не финансирует деятельность религиозных организаций и не допускает деятельность, оскорбляющую религиозные чувства верующих.

Не допускается создание и деятельность в стране политической партии и иного общественного объединения по религиозному признаку, филиалов и представительств религиозных партий, создаваемых вне республики, участие религиозных организаций в деятельности политических партий и иных общественных объединений, предусматривающих политические цели, а также оказание им финансовой или иной помощи.


Статья 10. Основные направления государственной политики в сфере обеспечения свободы совести

 

Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения свободы совести являются:

обеспечение условий для реализации прав граждан, религиозных организаций на свободу совести и вероисповедание, не допуская принудительного насаждения религиозных взглядов;

создание равных условий для граждан независимо от их религиозной принадлежности;

укрепление мира и согласия между конфессиями;

формирование религиозной толерантности в обществе;

поддержание оптимального баланса светского и религиозного компонентов в обществе;

обеспечение соблюдения гражданами и религиозными организациями норм законодательства, регулирующую религиозную сферу;

противодействие насаждению и распространению различных религиозных идей и взглядов, угрожающих общественному порядку, здоровью и нравственности граждан.

 

Статья 11. Особенности применения законодательства о свободе совести и религиозных организациях

 

В целях обеспечения общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод других граждан в Республике Узбекистан не допускается:

использование религии в целях насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности, суверенитета Республики Узбекистан, унижения конституционных прав и свобод граждан, пропаганды войны, национальной, расовой, этнической или религиозной вражды, нанесения вреда здоровью и нравственности граждан, нарушения гражданского согласия, распространения клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений, создания паники среди населения и совершения иных действий, направленных против личности, общества и государства;

незаконная религиозная деятельность и деятельность религиозных организаций, преследующих преступные и другие корыстные цели;

вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих;

любые формы миссионерской деятельности и прозелитизма, способствующие нарушению межконфессионального согласия
и религиозной толерантности в обществе;

преподавание религиозного вероучения в частном порядке, за исключением обучения родителями или лицами, их заменяющими, своих детей основам религиозной практики и этики поведения.

 

Статья 12. Система образования и религия

 

Система образования в Республике Узбекистан отделена от религии.

Не допускается включение религиозных дисциплин (за исключением религиозных образовательных учреждений) в учебные программы системы образования.

Право на светское образование обеспечивается гражданам независимо от их отношения к религии.

Каждый имеет право на получение профессионального религиозного образования в религиозных образовательных учреждениях.

 

Статья 13. Религиозные обряды и церемонии

 

Религиозные обряды и церемонии проводятся по месту нахождения религиозных организаций в культовых и молитвенных зданиях и на принадлежащих им территориях, в местах паломничества, на кладбищах,
в случае ритуальной необходимости – в домах граждан по их желанию.

Религиозные обряды и церемонии в больницах, госпиталях, в домах для престарелых и инвалидов, в местах предварительного заключения
и отбывания наказания, в реабилитационных центрах органов внутренних дел проводятся по просьбам находящихся в них граждан.

Массовые религиозные обряды и церемонии вне культовых
и молитвенных зданий осуществляются в порядке, установленном законом.

Религиозные организации не вправе проводить принудительные денежные сборы и обложения верующих, а также применять к ним меры, ущемляющие честь и достоинство личности.

 

Статья 14. Материалы религиозного содержания

 

Физические и юридические лица вправе изготавливать, ввозить
и распространять материалы религиозного содержания в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Изготовление, ввоз и распространение материалов религиозного содержания на территории Республики Узбекистан осуществляется после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы
в целях предупреждения в обществе идей, способствующих нарушению межконфессионального согласия и религиозной толерантности, призывающих к насилию и произволу на религиозной почве.

 

Глава 2. Уполномоченные государственные органы в сфере регулирования деятельности религиозных организаций

 

Статья 15. Полномочия Комитета по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан в религиозной сфере

 

Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан (далее – Комитет):

проводит совместно с уполномоченными органами государственной власти единую государственную политику в религиозной сфере
в соответствии с законодательством о свободе совести и религиозных организациях;

реализует меры по обеспечению последовательной и единообразной практики применения законодательства о свободе совести и религиозных организациях в деятельности органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах;

обеспечивает взаимосвязь и сотрудничество государственных органов с религиозными организациями;

координирует взаимоотношения государственных органов
с религиозными организациями и осуществляет контроль за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных организациях;

отражает интересы религиозных организаций, прошедших регистрацию, в политике государства;

организует лицензирование деятельности религиозных образовательных учреждений, осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, ведет реестр лицензий;

оказывает координационное содействие деятельности религиозных организаций, в том числе религиозных образовательных учреждений (учебный процесс и программы, учебно-воспитательная работа, учебные планы дисциплин, научно-исследовательские работы по религиозной тематике), оказывает им при проведении этой деятельности организационную, правовую, методическую помощь, принимает участие
в проводимых ими мероприятиях, связанных с их деятельностью;

организует посещение гражданами Республики Узбекистан мест религиозного паломничества за пределами страны, в том числе совершение обрядов Хаджа и Умры, направление граждан за рубеж для обучения в религиозных образовательных учреждениях, повышения квалификации и обмена опытом, прием иностранных граждан или лиц без гражданства на учебу в религиозные образовательные учреждения, проведение международных религиозных форумов;

осуществляет экспертизу выпускаемых в республике или поступающих из-за рубежа материалов религиозного содержания и координирует эту деятельность.

Комитет может осуществлять другие полномочия в соответствии
с законодательством.

 

Статья 16. Полномочия органов юстиции в сфере регулирования деятельности религиозных организаций

 

Органы юстиции:

осуществляют регистрацию религиозных организаций и ведут реестр религиозных организаций (далее – реестр);

обеспечивают аккредитацию работников религиозных организаций, являющихся иностранными гражданами, а также членов их семей, находящихся на их иждивении;

осуществляют контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства и уставной деятельности;

взаимодействуют с государственными органами по вопросам обеспечения законности деятельности религиозных организаций;

участвуют в организации и проведении просветительских мероприятий по повышению правовой культуры в сфере обеспечения свободы религии.

Органы юстиции могут осуществлять другие полномочия
в соответствии с законодательством.

 

Статья 17. Полномочия органов государственной власти на местах в религиозной сфере

 

Органы государственной власти на местах:

участвуют в реализации единой государственной политики
в религиозной сфере;

разрабатывают и реализуют меры по обеспечению стабильности социально-духовной сферы, укреплению межконфессионального согласия и религиозной толерантности в обществе;

обеспечивают взаимодействие и сотрудничество государственных органов с религиозными организациями на соответствующей территории;

организуют исполнение законодательства о свободе совести
и религиозных организациях.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять другие полномочия в соответствии с законодательством.

 

Глава 3. Правовой статус религиозных организаций, основы организации их деятельности

 

Статья 18. Религиозная организация и ее правовой статус

 

Религиозная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством и ее уставом.

Религиозная организация приобретает статус юридического лица после ее регистрации.

 

Статья 19. Религиозное образовательное учреждение

 

Религиозное образовательное учреждение приобретает право на осуществление деятельности после регистрации и получения им соответствующей лицензии.

На обучение в религиозные образовательные учреждения принимаются граждане после получения ими обязательного общего среднего либо среднего специального образования в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании».

Лица, преподающие религиозные дисциплины в религиозных образовательных учреждениях, должны иметь профессиональное религиозное образование.

 

Статья 20. Права религиозной организации

 

Религиозная организация имеет следующие права:

создавать благоприятные условия в местах для богослужений или религиозных обрядов;

создавать религиозные образовательные учреждения в соответствии с установленным настоящим Законом порядке;

использовать для собственных нужд здания и имущество, предоставляемое на договорных началах;

проводить мероприятия по вопросам, связанным с ее деятельностью;

создавать предпринимательские структуры для выполнения задач, указанных в уставе;

изготавливать, вывозить и ввозить предметы религиозного назначения, религиозную литературу и иные материалы религиозного содержания после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы;

устанавливать международные связи в целях организации паломничества или участия в других религиозных мероприятиях в соответствии с законодательством;

вносить предложения о создании новых и реконструкции действующих мест погребения и кладбищ.

Религиозная организация может иметь и другие права, предусмотренные законодательством.

 

Статья 21. Гарантии деятельности религиозных организаций

 

Религиозные организации вправе обратиться с жалобой в вышестоящий государственный орган или суд в отношении неправомерных решений государственных органов или неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц, которые нарушают их права и свободы.

Религиозные организации освобождаются от уплаты государственной пошлины при обжаловании в суд неправомерных решений государственных органов или неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц, нарушающих их права и свободы.

 

Статья 22. Обязанности религиозной организации

 

Религиозной организации необходимо:

неукоснительно соблюдать требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона, других актов законодательства и положения своего устава;

сохранять находящиеся на государственной охране объекты материального культурного наследия, где расположена религиозная организация, проводить строительные и ремонтные работы на основе проектной документации по реставрации памятников архитектуры;

уведомлять Комитет о проведении мероприятий (конференции, семинары, тренинги, собрания, акции, круглые столы, встречи, симпозиумы, за исключением мероприятий религиозных организаций в виде молитв, религиозных обычаев и обрядов) для своевременного решения органами государственной власти на местах организационных вопросов;

в случае изменения состава руководящего органа, уведомить регистрирующий орган в течение одного месяца со дня принятия решения;

ежегодно до 1 февраля представлять в регистрирующий орган отчет о деятельности за истекший год по форме, утверждаемой Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Религиозная организация может нести иные обязанности
в соответствии с законодательством.

 

Статья 23. Собственность религиозной организации

 

В собственности религиозной организации могут находиться здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, приобретенное или созданное за счет собственных средств, пожертвованное (завещанное) гражданами, юридическими лицами или переданное государством, а равно находящееся за границей и приобретенное по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

Право собственности религиозной организации охраняется законом.

 

Статья 24. Пользование имуществом, являющимся собственностью государства

 

Религиозная организация вправе использовать для своих нужд здания и имущество, предоставляемое ей на договорных началах государственными органами.

Передача религиозной организации для использования объектов материального культурного наследия осуществляется в соответствии
с законодательством.

Выделение земли для религиозной организации и строительство культовых зданий осуществляются в установленном порядке по согласованию с Комитетом.

 

Статья 25. Благотворительная деятельность религиозной организации

 

Религиозная организация вправе осуществлять благотворительную деятельность непосредственно либо путем учреждения благотворительных фондов.

Государство оказывает содействие и поддерживает религиозные организации в осуществлении благотворительной деятельности, а также
в реализации социально значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Религиозная организация вправе привлекать волонтеров при проведении религиозных мероприятий, выполнении иных задач, указанных в уставе, направленных на поддержание их деятельности.

 

Статья 26. Трудовые правоотношения в религиозной организации

 

На граждан, работающих в религиозной организации по трудовым договорам (контрактам), распространяется законодательство Республики Узбекистан о труде.

 

Статья 27. Налогообложение религиозной организации

 

Религиозная организация уплачивает налоги и сборы в бюджет
и государственные целевые фонды, а также пользуется льготами, установленными Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

 

Глава 4. Порядок создания религиозной организации

 

Статья 28. Создание религиозной организации

 

Религиозная организация может быть создана в виде центрального органа управления, религиозного образовательного учреждения или местной религиозной организации.

 

Статья 29. Руководство религиозной организацией

 

Руководителем религиозной организации может быть лицо, имеющее соответствующее религиозное образование.

Руководитель или работник религиозной организации, являющиеся иностранными гражданами, аккредитуются в Министерстве юстиции Республики Узбекистан в соответствии с законодательством.

 

Статья 30. Учредительный документ религиозной организации

 

Устав, утвержденный инициаторами создания религиозной организации, является учредительным документом религиозной организации.

Устав религиозной организации должен содержать следующие сведения:

наименование, вид, местонахождение, вероисповедание;

цель, задачи и основные виды деятельности;

структура и полномочия руководящих органов, порядок формирования и сроки их полномочий;

источники формирования денежных средств и иного имущества, полномочия руководящих органов по их распоряжению;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок реорганизации и ликвидации;

порядок распоряжения имуществом религиозной организации при ее ликвидации;

другие сведения, относящиеся к деятельности религиозной организации.

Требование устава религиозной организации обязательно для самой религиозной организации, инициаторов ее создания и участников (членов).

Уставы религиозных организаций, имеющих центральные органы управления, должны быть согласованы с этими органами.

 

Глава 5. Порядок регистрации и перерегистрации религиозной организации

 

Статья 31. Оказание государственных услуг

 

Государственные услуги, включая регистрацию религиозных организаций, оказываются через электронную систему органов юстиции.

Вход в электронную систему осуществляется с помощью электронной цифровой подписи или другими способами, предоставляющими возможность идентификации личности.

После входа в электронную систему обратившийся выбирает вид обращения в личном кабинете, поэтапно вносит сведения и направляет документы через систему.

В электронных документах, сформированных в электронной системе или направленных органами юстиции, имеется матричный штриховой код (QR-код) и идентифицированные номера. При этом, создается возможность для получения информации об электронном документе путем внесения в специальный раздел электронной системы идентифицированного номера, указанного в нем.

Порядок работы электронной системы, вид сведений и их формы, а также образцы электронных документов утверждаются Министерством юстиции Республики Узбекистан.

 

Статья 32. Регистрирующие органы религиозных организаций

 

Регистрация центральных органов управления и религиозных образовательных учреждений осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан, а местных религиозных организаций – соответственно Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента (далее – регистрирующие органы).

 

Статья 33. Оплата, связанная с регистрацией религиозных организаций

 

Для регистрации религиозных организаций взимается пошлина в размере, установленном в Законе Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

 

Статья 34. Документы, требуемые для регистрации религиозной организации

 

В течение шести месяцев со дня проведения учредительного собрания (конференции) по созданию религиозной организации в регистрирующий орган направляется электронное обращение о ее регистрации.

К обращению прилагаются электронные копии следующих документов:

а) для центрального органа управления:

решение учредительного собрания (конференции) содержащее сведения о создании центрального органа управления, утверждении его устава и избрании руководящих органов;

устав центрального органа управления на государственном языке;

сведения об учредителях центрального органа управления и о членах его руководящего органа;

документ о наличии религиозного образования у руководителя центрального органа управления;

письмо-согласие Комитета;

б) для религиозного образовательного учреждения:

решение уполномоченного руководящего органа центрального органа управления, содержащее сведения о создании религиозного образовательного учреждения, утверждении его устава и избрании (назначении) руководящих органов;

устав религиозного образовательного учреждения на государственном языке;

сведения о членах руководящего органа религиозного образовательного учреждения;

письмо-согласие Комитета;

в) для местной религиозной организации:

документ, содержащий подписи граждан Республики Узбекистан, достигших восемнадцатилетнего возраста, в количестве не менее пятидесяти человек, по инициативе которых создается религиозная организация;

решение учредительного собрания, содержащее сведения о создании религиозной организации, утверждении ее устава и избрании руководящих органов;

устав религиозной организации на государственном языке;

сведения об инициаторах создания религиозной организации и о членах ее руководящего органа;

документ о наличии религиозного образования у руководителя религиозной организации;

письмо-согласие Комитета;

гарантийное письмо органов государственной власти на местах (Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкент) с приложением заключений о соответствии недвижимого имущества религиозной организации, которое предполагается использовать в качестве почтового адреса, требованиям градостроительных норм, правил пожарной безопасности и санитарно-гигиенических норм.

 

Статья 35. Документы, требуемые для регистрации религиозной организации, созданной путем реорганизации

 

К обращению о регистрации религиозной организации, созданной путем реорганизации, дополнительно к документам, предусмотренным статьей 34 настоящего Закона, прилагаются электронные копии следующих документов:

письменное уведомление всех известных реорганизуемой религиозной организации кредиторов и публикация в средствах массовой информации сообщения о реорганизации;

передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемой религиозной организации в отношении всех их кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;

акт об уничтожении печати и штампа реорганизуемой религиозной организации.

Реорганизация религиозной организации в организационно-правовую форму другого юридического лица не допускается.

 

Статья 36. Перерегистрация религиозной организации

 

Изменения и дополнения, вносимые в устав, подлежат перерегистрации в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Требования о регистрации религиозной организации распространяется на перерегистрацию религиозной организации, если иное не предусмотрено законодательством.

 

Статья 37. Обращение о перерегистрации религиозной организации

 

В случае внесения изменений и дополнений в устав в течение месяца после принятия руководящим органом религиозной организации соответствующего решения направляется обращение о ее перерегистрации в регистрирующий орган.

При этом, к обращению прилагаются электронные копии следующих документов:

текст изменений и дополнений, вносимых в устав, или новая редакция устава;

решение уполномоченного руководящего органа религиозной организации о внесении изменений и дополнений в устав;

акт об уничтожении печати и штампа религиозной организации – в случае изменения наименования религиозной организации или изменения регистрирующего органа.

В случае перерегистрации религиозной организации в связи с ее реорганизацией дополнительно к документам, предусмотренным настоящей статьей, прилагаются электронные копии следующих документов:

письменное уведомление всех известных реорганизуемой религиозной организации кредиторов и публикация в средствах массовой информации сообщения о реорганизации;

передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемой религиозной организации в отношении всех их кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами;

акт об уничтожении печати и штампа реорганизуемой религиозной организации.

Вновь регистрирующий орган запрашивает из предыдущего регистрирующего органа пакет регистрационных документов через электронную систему.

В случае изменения почтового адреса, банковских реквизитов и состава руководящего органа в месячный срок религиозная организация через электронную систему уведомляет об этом регистрирующий орган, приложив копии документов, послуживших основанием к изменению.

 

Статья 38. Рассмотрение обращения о регистрации религиозной организации

 

Обратившийся, завершив формирование электронного запроса, осуществляет уплату пошлины, которая автоматически определяется электронной системой.

После оплаты пошлины обращение о регистрации религиозной организации переходит на стадию рассмотрения.

Если в обращении имеются ошибки, которые могут быть исправлены, или отсутствуют документы, требуемые настоящим Законом либо на которые ссылается обратившийся, регистрирующий орган предоставляет ему возможность для их исправления и представить недостающие документы в течение пяти рабочих дней. По его ходатайству регистрирующий орган может продлить этот срок не менее чем на пять рабочих дней.

Регистрирующий орган вправе изучить достоверность документов, представляемых для регистрации религиозной организации и их соответствие законодательству.

 

Статья 39. Сроки рассмотрения представленных документов

 

Представленные документы рассматриваются регистрирующим органом в течение следующих сроков:

для регистрации религиозной организации - в месячный срок со дня подачи обращения;

для перерегистрации религиозной организации – в пятнадцатидневный срок со дня подачи обращения.

 

Статья 40. Итоги рассмотрения представленных документов

 

По итогам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принимается одно из следующих решений
в виде заключения:

о регистрации религиозной организации;

об отказе в регистрации религиозной организации.

В случае составления регистрирующим органом заключения
о регистрации религиозной организации в течение трех дней с момента принятия решения:

вносится в реестр сведения о религиозной организации;

производится постановка на учет религиозной организации
в государственных налоговых инспекциях и органах статистики;

создается личный кабинет религиозной организации в электронной системе;

формируется электронное свидетельство о регистрации религиозной организации;

электронное свидетельство и устав отправляются в личный кабинет религиозной организации в электронной системе.

В новом электронном свидетельстве о перерегистрации религиозной организации в качестве дополнительных сведений указываются предыдущие сведения о религиозной организации, включая о наименовании, регистрирующем органе, дате регистрации и перерегистрации.

В случае перерегистрации религиозной организации в связи
с изменением регистрирующего органа вновь зарегистрировавший орган через электронную систему уведомляет об этом предыдущий регистрирующий орган с указанием соответствующих регистрационных данных.

В случае составления заключения об отказе в регистрации религиозной организации, в личный кабинет обратившегося в электронной системе направляется уведомление в течение одного рабочего дня после принятия решения с указанием оснований отказа.

Отказ в регистрации религиозной организации не является препятствием для повторной подачи документов при условии устранения оснований отказа.

 

Статья 41. Основания для отказа в регистрации религиозной организации

 

В регистрации религиозной организации может быть отказано, если:

создание религиозной организации имеет целью насильственное изменение конституционного строя, подрыв независимости, целостности
и безопасности Республики Узбекистан, ущемление конституционных прав и свобод граждан, пропаганду войны, социальной, национальной, расовой и религиозной вражды, посягательство на здоровье, нравственность и мораль граждан;

нарушен установленный законом порядок создания религиозной организации или в представленных документах имеются несоответствия законодательству;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

установлено, что в представленных учредительных документах содержится преднамеренно недостоверная информация.

Решение регистрирующего органа об отказе в регистрации религиозной организации может быть обжаловано в суд.

 

Статья 42. Реестр религиозных организаций

 

Религиозная организация, прошедшая регистрацию, вносится в реестр, который ведется в электронной системе и является общедоступным для ознакомления.

В реестре указываются:

наименование религиозной организации и ее конфессиональная принадлежность;

местонахождение религиозной организации и ее почтовый адрес;

территория деятельности религиозной организации;

информация об учредителях (фамилия, имя, отчество), контактные данные;

наименование и почтовый адрес руководящего органа, контактные данные;

дата регистрации религиозной организации и другие.

 

Глава 6. Приостановление и прекращение деятельности религиозной организации

 

Статья 43. Приостановление деятельности религиозной организации

 

Деятельность религиозной организации может быть приостановлена судом в случае нарушения ею Конституции и законодательства Республики Узбекистан.

В случае нарушения религиозной организацией законодательства,
а также совершения действий, противоречащих ее уставным целям, органы прокуратуры или регистрирующий орган вносят в руководящие органы данной религиозной организации представление об указанных нарушениях и устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения не устранены, деятельность религиозной организации приостанавливается на срок до шести месяцев решением суда на основании представления органов прокуратуры или регистрирующего органа.

 

Статья 44. Последствия приостановления деятельности религиозной организации

 

В случае приостановления деятельности религиозной организации на срок, установленный решением суда, приостанавливаются ее права как учредителя благотворительных фондов, ей запрещается организовывать мероприятия, использовать банковские вклады, за исключением расходов по хозяйственной деятельности, трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями (бездействием), и уплате штрафов.

Если в течение установленного судом срока приостановления деятельности религиозной организации устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления ее деятельности, то после окончания указанного срока религиозная организация может возобновить свою деятельность.

В случае не устранения ею указанного нарушения, орган, внесший в суд представление о приостановлении деятельности данной религиозной организации, может внести в суд представление о ее ликвидации.

 

Статья 45. Порядок ликвидации религиозной организации

 

Ликвидация религиозной организации осуществляется на основании законодательства Республики Узбекистан и устава религиозной организации.

Ликвидация религиозной организации осуществляется добровольно по решению ее высшего органа или в соответствии с частью третьей статьи 44 настоящего Закона в судебном порядке.

Уполномоченный орган, принявший решение о ликвидации религиозной организации, или суд назначает ликвидатора – ликвидационную комиссию или физическое лицо, определяет срок ее ликвидации.

В случае принятия решения уполномоченным органом о ликвидации религиозной организации, регистрирующему органу в течение трех рабочих дней через электронную систему представляются сведения
о ликвидаторе, с приложением электронной копии решения высшего органа о ликвидации религиозной организации.

В случае ликвидации религиозной организации судом, ликвидатор в течение трех рабочих дней после получения решения суда через электронную систему представляет его электронную копию в регистрирующий орган.

В случае отсутствия возражений в отношении ликвидатора регистрирующий орган после получения сведений о ликвидаторе и решения о ликвидации религиозной организации в течение двух рабочих дней вносит в реестр сведения о том, что религиозная организация находится в процессе ликвидации и через электронную систему информирует об этом государственные налоговые инспекции и органы статистики, органы по регистрации прав на недвижимость и автотранспортных средств, а также уполномоченного государственного органа по обеспечению исполнения судебных актов и актов других органов по месту регистрации религиозной организации.

В случаях, когда правовые отношения в сфере ликвидации религиозных организаций прямо не урегулированы в настоящем Законе, применяются акты законодательства в сфере негосударственных некоммерческих организаций.

 

Статья 46. Внесение записи о ликвидации религиозной организации в реестр

 

Для внесения записи о ликвидации религиозной организации в реестр ликвидатор направляет обращение об этом в регистрирующий орган через электронную систему.

К обращению прилагаются копии следующих документов:

опубликованное в периодическом печатном издании объявление о ликвидации религиозной организации;

ликвидационный баланс, утвержденный в установленном порядке;

справки обслуживающих банков о закрытии всех счетов религиозной организации;

документы, удостоверяющие факт распоряжения оставшимся имуществом после полного удовлетворения требований кредиторов;

акт об уничтожении печатей и штампов;

лицензии и разрешения (при наличии);

заключение органа государственной налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам и сборам;

уведомление уполномоченного государственного органа по обеспечению исполнения судебных актов и актов других органов об отсутствии в производстве неисполненного исполнительного документа, в котором религиозная организация участвует в качестве должника;

справку, подтверждающую сдачу документов религиозной организации в государственный архив.

При этом, оригиналы документов предоставляются в регистрирующий орган в течении двух рабочих дней.

В течение пяти рабочих дней после получения обращения ликвидатора, регистрирующий орган вносит в реестр запись о ликвидации религиозной организации.

Во внесении записи в реестр может быть отказано, если не представлен полный перечень документов или они оформлены в ненадлежащем порядке, а также установлено, что в представленных документах содержится преднамеренно недостоверная информация.

В случае отказа во внесении записи в реестр регистрирующий орган через электронную систему направляет ликвидатору уведомление с указанием оснований отказа.

Решение о внесении записи в реестр принимается в виде заключения руководителя регистрирующего органа.

После внесения в реестр записи о ликвидации религиозной организации регистрирующий орган в течение двух рабочих дней:

через электронную систему уведомляет ликвидатора, государственные налоговые инспекции и органы статистики о ликвидации религиозной организации;

передает лицензии и разрешения (при их наличии), выданные религиозной организации, в органы, их выдавшие.

Религиозная организация считается ликвидированной с момента внесения записи в реестр.

 

Статья 47. Распоряжение имуществом религиозной организации, прекратившей свою деятельность

 

После прекращения деятельности религиозной организации имущество, переданное ей для пользования, возвращается прежнему владельцу.

При прекращении деятельности религиозной организации владение имуществом, находящимся в ее распоряжении, осуществляется в соответствии с ее уставом и законодательством. Перечень имущества культового назначения, на которые не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При отсутствии правопреемников имущество переходит в собственность государства.

 

Глава 7. Заключительные положения

 

Статья 48. Разрешение споров

 

Споры, возникающие в сфере обеспечения свободы совести и деятельности религиозных организаций, разрешаются в судебном порядке.

 

Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о свободе совести и религиозных организациях, несут ответственность, установленную законом.


Трибуна депутатов

Новости

16.09.2020
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Н. Исмоилов: будет усилен парламентский и депутатский контроль

На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса всесторонне рассмотрен ответ на парламент...

16.09.2020
Спикер Законодательной палаты Н.Исмоилов: Правовая основа охраны растительного мира

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекис...

15.09.2020
Парламентская дипломатия: еще более активизируется сотрудничество между депутатами Узбекистана и Таджикистана

15 сентября 2020 года состоялась онлайн встреча Межпарламентской группы дружбы Законодательной палаты...