Законопроекты, вынесенные на общественное обсуждение

ПРОЕКТ ЗАКОНА “О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ”

Проект

 ЗАКОН 

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

О профессиональных союзах

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование общественных отношений в области реализации гражданами права на объединение
в профессиональные союзы, создания и деятельности профессиональных союзов, обеспечения их прав и гарантий, взаимоотношений профессиональных союзов с предприятиями, организациями, учреждениями (далее – организации), вне зависимости от формы собственности, выступающих в качестве работодателей (далее – работодатели), государственными, негосударственными, в том числе с зарубежными и международными негосударственными организациями, участия профессиональных союзовв согласовании интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений.

 

Статья 2. Законодательство о профессиональных союзах

 

Законодательство о профессиональных союзах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

В случае, если какие-либо общественные отношения в области создания
и деятельности профессиональных союзов, обеспечения их прав и гарантий, взаимоотношений профессиональных союзов с работодателями, государственными, негосударственными, в том числе с зарубежными
и международными негосударственными организациями, участия профессиональных союзов в согласовании интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений
не урегулированы настоящим Законом, к таким отношениям применяются нормы законодательства о труде и о негосударственных некоммерческих организациях.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о профессиональных союзах, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

 

Положения настоящего Закона, в том числе права и гарантии деятельности профессиональных союзов, распространяются на все профессиональные союзы, первичные профсоюзные организации и объединения профессиональных союзов, а также на образованные ими профсоюзные органы.

Особенности применения настоящего Закона в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, Службе государственной безопасности Республики Узбекистан и других воинских формированиях определяются законодательством об этих формированиях.

 

Статья 4. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

профессиональный союз – добровольное общественное объединение граждан (физических лиц), связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности или учебы, создаваемое в целях представительства и защиты их трудовых прав и социально-экономических интересов, действующее на основании собственного устава, зарегистрированного в установленном законодательством порядке;

профсоюзная организация – организация профессионального союза, образованная в соответствии с уставом соответствующего профессионального союза, на уровне первичной профсоюзной организации, района, города, области, республики;

объединение профессиональных союзов – добровольное объединение профессиональных союзов, созданное в целях координации и достижения единства в реализации и защите профессиональных, трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, как правило, по отраслевому, территориальному или иному, учитывающему профессиональную специфику, признаку;

профсоюзный орган – коллегиальный орган, образованный в соответствии с уставом профессионального союза, объединения профессиональных союзов, для обеспечения защиты и представительства интересов работников, реализации целей и задач, обусловленных соответствующими уставами;

член профессионального союза – физическое лицо, состоящее
в профессиональном союзе;

социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками в лице профессиональных союзов и объединений профсоюзов, работодателями (представителями работодателей), органами государственного управления, направленная на обеспечение согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений;

профсоюзный общественный контроль в сфере труда – контроль, осуществляемые на основании Закона Республики Узбекистан
«Об общественном контроле», профессиональными союзами и/или их инспекциями над соблюдением законодательства о труде, о занятости населения и правил по охране труда во всех предприятиях, учреждения, организациях, рабочих местах, независимо от формы собственности и хозяйствования.

 

Статья 5. Право на объединение в профессиональные союзы

 

Граждане Республики Узбекистан, осуществляющие трудовую деятельность, а также лица, в возрасте от пятнадцати лет и старше, обучающиеся в высших или средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях (далее - работники), без какого бы то ни было различия имеют право добровольно создавать по своему выбору и без предварительного разрешения профессиональные союзы, а также право вступать
в профессиональные союзы при условии соблюдения их уставов.

Работники вправе создавать профессиональные союзы во всех предприятиях, учреждениях и организациях (далее - организации), на других местах работы, на которых осуществляются индивидуальное предпринимательство и иная трудовая деятельность, по инициативе не менее трех работников.

 

Глава 2. ПРИНЦЫПИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

Статья 6. Основные принципы деятельности профессиональных союзов

Основными принципами деятельности профессиональных союзов являются: недопущение дискриминации;

законность;

добровольность;

независимость;

равноправие;

самоуправление;

гласность;

равноправие членов профессиональных союзов.

 

Статья 7. Недопущение дискриминации

 

Запрещается обуславливать прием на работу, возможные льготы
и преференции для работника, включая надбавки, премиальные, продвижение
по работе, а также прекращение трудового договора принадлежностью
или ее отсутствием к определенному профессиональному союзу, вступлением или выходом из него.

Письменные или устные обязательства работника о невступлении
в профсоюз или выхода из него являются недействительными.

Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профессиональным союзам, может обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации и возмещении нанесенного ему материального и морального вреда.

 

Статья 8. Законность деятельности профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы, их органы и члены в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать и исполнять требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и иных актов законодательства.

 

Статья 9. Добровольность участия в профессиональных союзах

 

Граждане Республики Узбекистан, осуществляющие трудовую деятельность, а также лица, в возрасте от пятнадцати лет и старше, обучающиеся в высших или средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях, имеют право по своему выбору создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профессиональных союзов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие
на территории Республики Узбекистан трудовую (профессиональную) деятельность или обучающиеся в высших или средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях, могут вступать
в профессиональные союзы, образованные в Республике Узбекистан,
за исключением случаев, установленных законодательством или международными договорами Республики Узбекистан.

Порядок и условия вступления в члены профессионального союза
или выхода из него, а также сохранения членства в профсоюзе после прекращения трудового договора регулируется уставом соответствующего профессионального союза.

Не допускается воспрепятствование осуществлению права граждан
на объединение в профессиональные союзы, а также их принуждение
к вступлению в профессиональные союзы.

Профессиональные союзы имеют право создавать объединения
по отраслевому, территориальному, республиканскому или иному, учитывающему профессиональную специфику, признаку.

 

Статья 10. Независимость профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы независимы в своей деятельности, в том числе финансовой деятельности, от государственных органов и органов управления,
не подотчетны и не подконтрольны им. Любое вмешательство в деятельность профессиональных союзов, в том числе требование предоставления каких-либо документов об их деятельности запрещается, кроме случаев предусмотренных законодательством.

Профессиональные союзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют организационную структуру, избирают профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, курултаи, пленумы, съезды и другие мероприятия.

Профессиональные союзы могут осуществлять любой вид деятельности,
не запрещенный законом и соответствующий целям, предусмотренным их уставами.

Профессиональные союзы в соответствии со своими целями и задачами, закрепленными в уставе, имеют право сотрудничать с профессиональными союзами других стран, по своему выбору вступать в международные и другие профсоюзные объединения, и организации.

 

Статья 11. Равноправие профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы имеют равные права независимо
от численности их членов, отраслевой принадлежности, территориального расположения, участия в профсоюзном объединении или иного признака.

 

Статья 12. Самоуправление профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы самостоятельно, без вмешательства третьих лиц, устанавливают цели своей деятельности, определяют соответствующие задачи и способы их достижения.

 

Статья 13. Гласность деятельности профессиональных союзов

 

Деятельность профессиональных союзов и их органов является гласной
и открытой. Уставы и положения, принимаемые профессиональными союзами, а также коллективные договора и соглашения, заключаемые профессиональными союзами, подлежат обязательному опубликованию.

 

Статья 14. Равноправие членов профессиональных союзов

 

Принадлежность или не принадлежность к профессиональным союзам
не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых и иных социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантированных законодательством.

Все члены профессиональных союзов равны в отношении своих прав
и обязанностей, установленных настоящим Законом, иными нормативно-правовыми актами, уставами или локальными актами профессиональных союзов.

 

Глава 3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

Статья 15. Организационно-правовая форма деятельности профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы осуществляют свою деятельность
с образованием юридического лица в форме общественного объединения.

 

Статья 16. Создание профессионального союза, их организаций, органов и объединений

 

Профессиональные союзы создаются по инициативе не менее трех работников,
в том числе работниками нескольких малых предприятий, а также работниками, работающими по найму у индивидуальных предпринимателей или иных физических лиц.

Профессиональный союз в соответствии с уставом вправе создать свои подразделения (профгруппорг, профорганизатор, уполномоченный представитель профсоюза – лицо, уполномоченное профсоюзом
на представительство по выполнению уставных задач, профсоюзный комитет, объединенные профсоюзный комитет, районный, городской, областной комитет, совет и др.) на уровне предприятия, района, города, области, республики.

Подразделения профессиональных союзов могут быть созданы
как со статусом юридического лица, так и без статуса юридического лица.

Профессиональные союзы действуют на основании устава, зарегистрированного в установленном законодательством порядком.

Инициаторы создания профессионального союза созывают съезд (конференцию, курултай) или общее собрание, на котором принимается устав,
а также образуются профсоюзные органы.

Руководители органов государственной власти и управления, а также работодателей не могут быть инициаторами создания профессиональных союзов, их объединений, а также быть членами профессиональных союзов органов.

Объединения профессиональных союзов создаются по инициативе двух
и более профессиональных союзов, по территориальному или иному признаку.

Инициаторы создания объединения профессиональных союзов созывают съезд (конференцию, курултай) или общее собрание, на котором принимается устав, а также образуются руководящие органы создаваемого объединения профсоюзов.

Профессиональные союзы и их объединения считаются созданными
с момента их государственной регистрации.

 

Статья 17. Устав профессионального союза, объединения профессиональных союзов.

 

Устав профессионального союза или объединения профсоюзов должен предусматривать:

наименование, цели и задачи профессионального союза, объединения профессиональных союзов;

категории и профессиональные группы объединяемых работников;

территорию, в пределах которой профессиональный союз осуществляет свою деятельность;

условия и порядок образования профессионального союза;

условия принятия в члены профсоюзной организации или объединения
и выхода или исключения из него, а также сохранения членства в профсоюзе после прекращения трудового договора;

права и обязанности членов профессионального союза или объединения;

структуру, порядок образования, права и обязанности, место нахождения профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок уплаты вступительных и членских взносов и их размеры;

источники формирования денежных средств и иного имущества профсоюзной организации или объединения;

управление имуществом профсоюзной организации или объединения;

порядок реорганизации и ликвидации профсоюзной организации
или объединения;

порядок внесения изменений и дополнений в Устав.

Устав профессионального союза или объединения профсоюзов может содержать описание их символики.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся
к деятельности профессионального союза, не противоречащие законодательству.

Требования устава объединений профсоюзов обязательны
для профессиональных союзов, являющихся членами соответствующего объединения.

 

Статья 18. Государственная регистрация профессиональных союзов, их объединений, организаций или постановка на учет

 

Государственная регистрация профессионального союза, организаций профессионального союза, созданных со статусом юридического лица, осуществляется Министерством юстиции в установленном порядке.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти дней
со дня подачи соответствующих документов.

Постановка на учет организаций профессионального союза, созданных
без статуса юридического лица, осуществляется соответствующим профессиональным союзом в регистрирующем органе, по месту регистрации данного профессионального союза.

Государственная регистрация объединений профсоюзов производится
в порядке и сроки, предусмотренные для регистрации негосударственных некоммерческих организаций, с учетом требований настоящего Закона.

 

Статья 19. Документы, требуемые для государственной регистрации и постановки на учет

 

Для государственной регистрации профессиональных союзов
в регистрирующий орган представляются следующие документы:

заявление, подписанное членами руководящего органа данного профессионального союза, с указанием фамилии, имени, отчества, года, места рождения, места жительства и адреса каждого члена руководящего органа;

устав профессионального союза в двух экземплярах;

протокол съезда (конференции, курултая) или общего собрания, в котором обязательно должны содержаться сведения о создании профессионального союза, членах профсоюзного органа, об утверждении устава, о формировании профсоюзных органов;

банковский платежный документ об уплате регистрационного сбора.

Документы представляются на государственную регистрацию в течение одного месяца со дня проведения съезда (конференции, курултая) или общего собрания.

Постановка на учет профсоюзной организации, созданного без статуса юридического лица,осуществляется соответствующим профессиональным союзом путем направления в регистрирующий орган, по месту регистрации данного профсоюза, следующих документов:

заявление, подписанное уполномоченным лицом профессионального союза;

копии протокола решения соответствующего органа профессионального союза о создании профсоюзной организации.

 

Статья 20. Внесение изменений и дополнений в уставные документы профессионального союза

 

Изменения и дополнения, вносимые в уставы профессиональных союзов, подлежат государственной регистрации и постановки на учет в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация профессиональных союзов.

 

Статья 21. Символика профессионального союза

 

Профессиональные союзы могут иметь флаг, эмблему, вымпел и другую символику. Символика профессионального союза не должна совпадать
с государственной символикой.

Символика профессионального союза утверждается его руководящим органом в соответствии с уставом и подлежит государственной регистрации
в установленном порядке в случае создания профессионального союза в форме юридического лица.

 

Статья 22. Реорганизация и прекращение деятельности профессионального союза

Реорганизация профессиональных союзов осуществляется по решению
его членов в порядке, определяемом уставом.

Прекращение деятельности профессиональных союзов осуществляется
по решению его членов в порядке, определяемом уставом.

Профессиональные союзы не подлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке.

В случае, когда деятельность профессиональных союзов, их объединений противоречит Конституции и законодательству Республики Узбекистан, деятельность профессионального союза может быть прекращена по решению суда.

 

Глава 4. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

Статья 23. Гражданская правоспособность профессионального союза

 

Гражданская правоспособность профессионального союза, а также
его организации, созданного со статусом юридического лица, возникает
с момента государственной регистрации и прекращается с момента прекращения его деятельности.

Гражданская правоспособность профсоюзной организации созданного
без статуса юридического лица, возникает с момента его постановки на учет соответствующим регистрирующим органом и прекращается с момента снятия его с учета.

 

Статья 24. Имущество профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы могут иметь в собственности здания, сооружения, жилые помещения, оборудование, инвентарь, денежные средства,
в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Профессиональные союзы отвечают по своим обязательствам своим имуществом, на которое, в соответствии с законодательными актами, может быть обращено взыскание.

Профсоюзная организация, созданная на предприятии без статуса юридического лица, вправе иметь специальный банковский счет, открываемый по заявлению профессионального союза работодателем в обслуживающем учреждении банка, и свободно распоряжаться денежными средствами, находящимися на указанном счету, путем направления учреждениям банка соответствующих платежных поручений. Взыскание по обязательствам работодателя со специального счета профсоюзной организации профессионального союза не допускается.

Профессиональным союзам запрещается оказывать какую-либо финансовую поддержку объединениям работодателей и политическим партиям.

 

Статья 25. Источники формирования имущества профессиональных союзов, их объединений

 

Источниками формирования имущества профессиональных союзов могут быть:

вступительные и регулярные членские взносы;

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

поступления от предпринимательской деятельности;

другие поступления, не запрещенные законодательством.

Источники, порядок формирования и использования имущества профессиональных союзов определяются их уставами.

Средства, полученные из источников формирования имущества профессиональных союзов, их объединений используются для достижения целей и решения задач, определенных их уставом.

 

Статья 26. Предпринимательская и иная деятельность профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы, их объединения в соответствии
с законодательством могут заниматься разрешенными видами предпринимательской деятельности в пределах, соответствующих их уставным целям.

Профессиональные союзы, их объединения в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в установленном законодательством порядке создавать банки, страховые организации, хозяйственные общества
и товарищества, заниматься издательской деятельностью, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, а также формировать целевые фонды.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании лицензий. Перечень этих видов деятельности определяется законодательством.

 

Статья 27. Налогообложение профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы, их объединения уплачивают налоги, сборы
и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в порядке
и размерах, установленных соответственно для общественных объединений
и негосударственных некоммерческих организаций.

 

Глава 5. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

Статья 28. Основные права профессиональных союзов

 

Профессиональные союзы вправе:

участвовать в решении социально-экономических вопросов;

участвовать в разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов в сфере труда и социального развития;

представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников;

вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры, коллективные соглашения и осуществлять контроль за их выполнением;

содействовать обеспечению занятости;

принимать меры, направленные на социальную защиту работников;

получать информацию по вопросам труда и социально-экономического развития;

защищать права и интересы работников в сфере охраны труда;

осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства
о труде и правил по охране труда во всех предприятиях, учреждениях, организациях, рабочих местах, независимо от форм собственности
и хозяйствования;

защищать интересы работников при рассмотрении трудовых споров;

участвовать в заключении международных договоров в сфере труда
и социального развития.

 

Статья 29. Право профессиональных союзов на участие в решении социально-экономических вопросов

 

Профессиональные союзы, территориальные, отраслевые, республиканские объединения профсоюзов принимают участие в решении вопросов обеспечения занятости населения, защиты высвобождаемых работников, а также иных социально-экономических вопросов соответственно на уровне организации, территории, отрасли, республики.

 

Статья 30. Право профессиональных союзов на участие в разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов в сфере труда
и социального развития

 

Профессиональные союзы, их объединения обладают правом на участие
в разработке законодательных актов, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан, нормативно-правовых актов министерств, государственных комитетов и ведомств, а также органов государственной власти на местах в сфере труда и социального развития.

На заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан, где будет рассматриваться вопрос, затрагивающий трудовые, социально-экономические интересы работников в обязательном порядке приглашается представитель профессионального союза, преобладающего большинством членов профессионального союза.

Профессиональные союзы, их объединения вправе вносить предложения
о принятии нормативно-правовых актов в сфере труда и социального развития
в соответствующие государственные органы.

Нормативно-правовые акты в сфере труда и социальной защиты населения принимаются государственными органами с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов или объединений профсоюзов.

 

Статья 31. Право профессиональных союзов, их органов
и объединений на представительство и защиту социально-трудовых прав
и интересов работников

 

Профессиональные союзы, их органы и объединения представляют и защищают права и интересы работников в трудовых и связанных с ними отношениях.

Профессиональные союзы, их органы и объединения защищают права работников свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законодательством размера.

Системы оплаты труда, премии, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты, иные положения, затрагивающие права и интересы работников (условия труда, занятости, социальные гарантии и др.), устанавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с органами соответствующих профессиональных союзов и закрепляются в коллективных соглашениях, а также в коллективных договорах либо иных локальных актах предприятия, принимаемых (утверждаемых) по согласованию
с соответствующим органом профессионального союза, или их объединения.

Профессиональные союзы, их объединения вправе запрашивать
и получать справки и иные документы, необходимые для защиты социально-трудовых прав и интересов работников из государственных и иных органов,
а также организаций, которые обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать запрошенные ими документы или их заверенные копии.

 

Статья 32. Право профессиональных союзов на ведение переговоров
и заключение коллективных договоров и соглашений

 

Профессиональные союзы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников, интересы которых они представляют.

Для заключения, изменения и дополнения коллективного договора, соглашения проводятся переговоры между работодателем, объединением работодателей (их представителями) и профессиональными союзами.

В необходимых случаях в переговорах участвуют органы исполнительной власти. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым
для рассмотрения профессиональными союзами.

Запрещается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателя. Профессиональные союзы обязаны осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. В случае нарушения работодателями,
их объединениями, органами исполнительной власти условий коллективного договора, соглашения профессиональные союзы вправе направлять
им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается
в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или не достижения соглашения в указанный срок, разногласия рассматриваются в соответствии
с законодательством.

 

Статья 33. Права профессиональных союзов в области содействия занятости

 

Профессиональные союзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите высвобождаемых работников, осуществлять общественный контроль
за соблюдением законодательства о занятости, в том числе путем инициирования включения в соответствующие коллективные соглашения не противоречащих законодательству условий и порядка предоставления подходящей работы, регистрации и перерегистрации безработных, усиливающих социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособий по безработице, оплату труда на общественных работах,
а также стипендий в период профессионального обучения за счет средств Фонда занятости.

Работодатель своевременно, не менее чем за два месяца, представляет соответствующему профессиональному союзу, представляющему интересы работников, информацию о возможном массовом высвобождении работников
и проводит консультации, направленные на смягчение последствий высвобождения.

Профессиональные союзы имеют право вносить на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения о приостановлении на срок
до шести месяцев решения о массовом высвобождении работников
с одновременной частичной или полной компенсацией потерь, вызванных этой отсрочкой.

В случаях, предусмотренных коллективным договором или соглашением, прекращение трудового договора по инициативе работодателя
без предварительного согласия профессионального союза не допускается, если иное не предусмотрено законодательством.

 

Статья 34. Права профессиональных союзов в сфере социальной защиты работников

 

Права профессиональных союзов в области социального страхования, условий труда, улучшения жилищных условий, удовлетворения культурных интересов, пенсионного обеспечения, других видов социальной защиты работников, определения форм, систем и размера оплаты труда, денежных вознаграждений, пособий, компенсаций, доплат, механизм регулирования оплаты труда, исходя из изменений цен, уровня инфляции, обеспечения занятости, переобучения, условий высвобождения работников, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, льгот для работников, совмещающих работу с обучением, порядка осуществления добровольного
и обязательного медицинского страхования, размеров и сроков внесения работодателем дополнительных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета своих работников регулируются законодательством, соответствующими коллективными договорами и соглашениями.

Профессиональные союзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер
по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, а также вправе их осуществлять.

 

Статья 35. Право профессиональных союзов на получение информации по социально-трудовым вопросам

 

Для осуществления своей уставной деятельности профессиональные союзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей,
их объединений, государственных органов информацию по социально-трудовым вопросам.

Профессиональные союзы вправе обсуждать полученную информацию
с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, а также органов государственной власти и управления.

Профессиональные союзы вправе обращаться в государственные органы
и к их должностным лицам с запросом на получение информации по социально-трудовым вопросам. Ответ на запрос профессионального союза должен быть дан в возможно короткий срок, в соответствии с законодательством об обращениях физических и юридических лиц.

 

Статья 36. Права профессиональных союзов в области охраны труда

 

Профессиональные союзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативно-правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и профессиональных заболеваний.

Профессиональные союзы, их объединения вправе участвовать
в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся
и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов,
в выявлении причин нарушений охраны труда, расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии.

Профессиональные союзы в области охраны труда имеют право:

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

вносить предложения работодателю о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников, а также об устранении нарушений требований охраны труда;

изучать состояние охраны труда, контролировать выполнение обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке
в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов, на заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии;

принимать участие в разработке проектов нормативных документов
в области технического регулирования и нормативно-правовых актов
по вопросам охраны труда;

обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении
к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

обращаться в суд в защиту прав работника на возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным
с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления права работников на охрану здоровья и труда;

защищать права работников в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также
с изменениями условий труда.

 

Статья 37. Права профессиональных союзов в области осуществления общественного контроля

 

Профессиональные союзы и их инспекции имеют право на осуществление общественного контроля во всех его формах и на всех рабочих местах,
за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства о труде, о занятости населения и правил охраны труда и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

В процессе осуществления общественного контроля, профессиональные союзы вправе:

инициировать, организовывать мероприятия, а также участвовать в них;

запрашивать в соответствии с законодательством у государственных органов и у работодателей необходимую информацию для осуществления общественного контроля;

подготавливать по результатам общественного контроля предложения
и рекомендации и направлять их на рассмотрение в соответствующие государственные органы и работодателям;

в случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов работников направлять материалы в государственную трудовую инспекцию
или правоохранительные органы;

обжаловать незаконные решения государственных органов, работодателей, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящему
в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо в суд в порядке, установленном законом;

обнародовать результаты общественного контроля;

участвовать в соответствующих общественных советах при государственных органах.

Для осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда профессиональные союзы
и их объединения вправе создавать собственные инспекции профсоюзов.

 

Статья 38. Права профсоюзов на защиту интересов работников
при рассмотрении трудовых споров

 

Профессиональные союзы участвуют

в работе комиссий по трудовым спорам, порядок создания и деятельности которых определяется законодательством.

Профессиональные союзы вправе требовать устранения нарушений законодательства о труде, обращаться в суд с заявлением о защите трудовых прав работников. Профессиональные союзы и их объединения освобождаются
от уплаты государственной пошлины за обращение в суд. Профессиональные союзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров.

Для защиты трудовых и иных социально-экономических прав,
и профессиональных интересов работников профессиональные союзы могут создавать юридические службы и консультации, а также вправе привлекать соответствующих специалистов на договорной основе.

Обращение профессиональных союзов в суд с заявлением о защите трудовых прав работников может быть сделано не позднее одного месяца со дня получения ответа работодателя об отказе исполнения (частичного исполнения) представления, выданного профессиональным союзом или его инспектором
для устранения нарушений законодательства о труде, а также со дня обращения работника в профессиональный союз о защите своих прав.

 

Статья 39. Право профессиональных союзов на участие в заключении и исполнении международных договоров Республики Узбекистан

 

Профессиональные союзы, их объединения в соответствии
с законодательством участвуют в заключении и исполнении международных договоров Республики Узбекистан, затрагивающих социально-трудовые права
и интересы работников.

Профессиональные союзы вправе заслушивать отчеты, соответствующих органов, о выполнении условий международных договоров.

 

Глава 6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

 

Статья 40. Основные принципы общественного контроля

 

Основными принципами общественного контроля являются:

законность;

публичность и открытость;

объективность и беспристрастность;

достоверность результатов;

недопустимость вмешательства в процесс осуществления общественного контроля государственных органов, их должностных лиц, работодателей
и их представителей.

 

Статья 41. Объект и предмет общественного контроля

 

Объектом общественного контроля является любое рабочее место независимо от ведомственной принадлежности.

Предметом общственного контроля может быть любое обращение граждан Республики Узбекистан, инсотранных граждан и лиц без гражданства касающеийся вопроса труда или социально-экономических интересов.

 

Статья 42. Формы общественного контроля

 

Формами общественного контроля являются:

обращения и запросы в государственные и негосударственные органы
а также работодателю и их объединению;

участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов
и судов;

общественное обсуждение;

общественное слушание;

общественный мониторинг;

общественная экспертиза;

заслушивание отчетов и информации должностных лиц государственных органов, работодателей и их представителей.

Профессиональные союзы могут осуществлять общественный контроль
и в иных формах в соответствии с законодательством.

 

Статья 43. Обращения и запросы в целях осуществления общественного контроля

 

Профессиональные союзы вправе обращаться в государственные
и негосударственные органы, а также работодателю и их объединению
с заявлениями, жалобами и предложениями, а также направлять им запросы
в порядке, установленном законодательством.

Обращения и запросы профессиональных союзов должны быть рассмотрены в порядке и на условиях, установленные Законом Республики Узбекистан «Об обращения физических и юридических лиц».

Право профессиональных союзов на информацию может быть ограничено
в случае, если указанная информация отнесена к персональным данным либо сведениям, составляющим государственные секреты или иную охраняемую законом тайну.

 

Статья 44. Участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов и судов

 

Профессиональные союзы имеют право участвовать на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов и судов в порядке, установленном законодательством. Эти органы обязаны создать условия для участия профессиональных союзов на их открытых коллегиальных заседаниях.

 

Статья 45. Общественное обсуждение

 

Общественным обсуждением является публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов нормативно-правовых актов, иных решений государственных органов.

Общественное обсуждение может проводиться с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос.

Общественное обсуждение проводится публично и открыто. Участники общественного обсуждения вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное обсуждение. Общественное обсуждение может проводиться также через средства массовой информации и с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Организатор общественного обсуждения заблаговременно обнародует информацию о вопросах, выносимых на общественное обсуждение, сроке
и порядке его проведения. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного обсуждения свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопросов, выносимых на общественное обсуждение.

 

Статья 46. Общественное слушание

 

Общественным слушанием является собрание, организуемое
для обсуждения вопросов, касающихся деятельности государственных органов, их должностных лиц, работодателей и их объединений и имеющих общественную значимость либо затрагивающих права и законные интересы работников или в целом предприятия.

Общественное слушание может проводиться с участием представителей различных социальных групп, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть обсуждаемый вопрос.

Общественное слушание проводится публично и открыто. Участники общественного слушания вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения по вопросам, вынесенным на общественное слушание.

Организатор общественного слушания заблаговременно обнародует информацию о вопросах, выносимых на общественное слушание, сроке
и порядке его проведения. При этом организатор обеспечивает всем участникам общественного слушания свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопросов, выносимых на общественное слушание.

 

Статья 47. Общественный мониторинг

 

Общественным мониторингом является наблюдение за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, работодателей
и их объединений посредством сбора, обобщения и анализа информации, затрагивающей трудовые права и социально-экономические интересы работников.

Общественный мониторинг проводится публично и открыто. Общественный мониторинг может проводиться также с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Организатор общественного мониторинга заблаговременно обнародует информацию об объекте общественного мониторинга, сроке и порядке
его проведения.

 

Статья 48. Общественная экспертиза

 

Общественной экспертизой является изучение и оценка проектов нормативно-правовых актов и иных решений государственных органов
на предмет их соответствия правам и законным интересам граждан, юридических лиц, интересам общества.

Организатор общественной экспертизы может также привлечь
на общественных началах специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы в соответствующей сфере.

 

Статья 49. Заслушивание отчетов и информации должностных лиц государственных органов, работодателей и их представителей

 

Профессиональные союзы заслушивают:

отчеты руководителей государственных органов, работодателей
и руководителей (должностных лиц);

информацию соответственно руководителей поликлиник о состоянии здоровья работника;

обращения работников по каким-либо вопросам, связанным с их работой.

 

Глава 7. ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСПЕКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

Статья 50. Образование инспекций профсоюзов

 

Профессиональные союзы и их объединения вправе своим решением образовать соответствующую инспекцию профсоюза, утвердить положение
о ней, а также назначать соответствующих профсоюзных инспекторов.

Инспектора профессиональных союзов не могут состоять в должностной или иной зависимости от работодателей.

 

Статья 51. Права и обязанности инспекций профсоюзов

 

Инспектора профессиональных союзов при исполнении своих обязанностей имеют право:

беспрепятственно посещать организации, рабочие места, независимо
о наличия профсоюзной организации, с целю осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде, о занятости населения, об охране труда и иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональны союзах, а также выполнения условий коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;

запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы и иную информацию, необходимую для выполнения своих функций;

защищать права и интересы работников, выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе работников в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, для защиты трудовых прав и профессиональных интересов работников;

участвовать в расследовании в установленном порядке несчастных случаев на производстве;

предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для рассмотрения представления об устранении нарушений законодательства о труде, профсоюзах и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права и правила охраны труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности, включая прекращение трудового договора в установленном законом порядке;

обращаться в соответствующие государственные органы с представлением о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права и правила охраны труда;

выражать недоверье государственному инспектору труда, если в его действиях усматривается незаконность или необъективность.

Инспектора профессиональных союзов имеют и иные права в соответствии с законодательством.

Инспектора профессиональных союзов обязаны:

соблюдать требования законодательства, а также этические правила,
не допускать конфликта интересов;

не вмешиваться в производственно-хозяйственную деятельность работодателей, не имеющую отношения к соблюдению социально-трудовых прав работников и правил охраны труда;

не разглашать, в том числе и после оставления должности, сведения, составляющие производственную или коммерческую тайну, с которыми они могли ознакомиться при осуществлении своих функций;

не раскрывать работодателю без согласия работника (работников) источник поступившей инспектору жалобы о нарушениях трудового законодательства, правил охраны труда, коллективного договора, соглашения,
а также условий трудового договора;

представлять соответствующему профсоюзному органу ежеквартальную информацию о выявленных нарушениях трудового законодательства, правил охраны труда и принятых мерах по их устранению и предупреждению. Информация, представляемая инспекторами профсоюзов, обобщается
и подлежит опубликованию ежегодно не позднее 1 мая следующего года.

Инспектора профессиональных союзов несут и иные обязанности,
в соответствии с законодательством, уставами соответствующих профсоюзов,
а также соответствующих положений об инспекциях профсоюзов.

 

Статья 52. Ответственность инспекций профессиональных союзов

 

Инспектора профессиональных союзов несут ответственность
за противоправные действия или бездействие в соответствии
с законодательством Республики Узбекистан.

 

Глава 8. ГАРАНТИИ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

 

Статья 53. Гарантии имущественных прав профессиональных союзов

 

Государство гарантирует неприкосновенность и защиту права собственности профессиональных союзов.

Профессиональные союзы самостоятельно распоряжаются своими денежными средствами.

Учреждения банка не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств профессиональных союзов и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения их права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Имущество профессиональных союзов не подлежит национализации,
и конфискации за исключением случаев, предусмотренных законом.

Имущество профессиональных союзов не подлежит реквизиции,
за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий
и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, с выплатой профессиональному союзу стоимости реквизируемого имущества. Решение
о реквизиции принимается органами государственной власти в порядке
и на условиях, установленных законодательством.

Профессиональные союзы вправе обжаловать в судебном порядке решение о национализации, конфискации или реквизиции имущества.

 

Статья 54. Гарантии невмешательства в деятельность профессиональных союзов

 

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов профессиональных союзов, определяет формы и условия их поддержки.

Должностные лица органов государственной власти и управления, работодатели и их представители обязаны соблюдать права профессиональных союзов, содействовать их деятельности. Воспрепятствование, равно вмешательство в какой бы то ни было форме законной деятельности профессиональных союзов, запрещается.

Не допускается прекращение деятельности профессиональных союзов
по инициативе должностных лиц органов государственной власти и управления, работодателей или уполномоченных ими лиц.

Должностные лица органов государственной власти и управления, работодатели, уполномоченные ими лица, совершившие действия, указанные
в частях второй и третьей настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством.

 

Статья 55. Поддержка деятельности профессиональных союзов

 

Государство может оказывать поддержку деятельности профессиональных союзов в форме субсидий, грантов, социальных заказов, защиты
от неправомерных действий (бездействий) третьих лиц и в иных формах
в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица могут оказывать финансовую или иную поддержку деятельности профессиональных союзов.

 

Статья 56. Трудовые гарантии работникам, входящим в состав органов профессиональных союзов

 

Работникам, входящим в состав органов профессиональных союзов, гарантируется защита от преследований в какой-либо форме со стороны работодателя в связи с осуществлением ими профсоюзной деятельности.

Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав органов профессиональных союзов, и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избиравшимися в состав органов профессиональных союзов, в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, не допускается без предварительного согласия профессионального союза, в котором указанные лица осуществляли свою профсоюзную деятельность.

Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работником, являющимся руководителем соответствующего профессионального союза и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работником, занимавшим пост руководителя профессионального союза в течение двух лет после окончания его полномочий, не допускается без предварительного согласия соответствующего объединения профсоюзов.

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность),
а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность).

При невозможности предоставления работникам, избравшимся
в профсоюзные органы, соответствующей работы (должности) они пользуются льготами, предусмотренными законодательными актами или коллективными договорами, соглашениями.

 

Статья 57. Обязанности работодателя по созданию условий
для осуществления деятельности профессиональных союзов

 

Работодатель обязан:

соблюдать права профессиональных союзов, содействовать
их деятельности;

до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с профессиональными союзами, а в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами о труде – получать
их согласие;

своевременно рассматривать предложения профессиональных союзов
и мотивированно сообщать им в письменной форме о принятых решениях;

беспрепятственно допускать представителей выборных органов профессиональных союзов к рабочим местам работников, чьи интересы они представляют;

бесплатно предоставлять профессиональным союзам необходимую информацию по вопросам труда, деятельности организации, другим социально-экономическим вопросам;

обеспечивать необходимые условия для выполнения профессиональными союзами их функций;

предоставлять лицам, избранными в состав выборных органов профессиональных союзов и не освобожденными от производственной работы, время для исполнения профсоюзных обязанностей в рабочее время. При этом, время для исполнения профсоюзных обязанностей не может быть
менее 30 процентов от количества часов рабочей недели;

отчислять профессиональным союзам средства на цели и в размере, установленными коллективным договором, соглашением;

своевременно перечислять на соответствующий счет профессионального союза удержанные профсоюзные членские взносы, если такое предусмотрено коллективным договором.

Работодатель несет и другие, предусмотренные законодательными
и иными нормативными актами о труде обязанности по отношению
к профессиональным союзам и их органам.

 

Статья 58. Гарантии и обеспечение деятельности инспекций профсоюзов

 

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов инспекторов инспекций профсоюзов.

Должностные лица органов государственной власти и управления, работодатели обязаны соблюдать права инспекторов профессиональных союзов, содействовать их деятельности. Воспрепятствование в какой бы то не было форме законной деятельности инспекторов профессиональных союзов запрещается.

Инспектора профессиональных союзов не могут быть подвергнуты какому-либо преследованию в связи с исполнением ими своих обязанностей.

 

Глава 9. УЧАСТИЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В СФЕРЕ ТРУДА

 

Статья 59. Взаимоотношения между профессиональными союзами
и работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти

 

Отношения профессиональных союзов с работодателями,
их объединениями, органами исполнительной власти, строятся на основе социального партнерства, а также на основе системы коллективных договоров
и соглашений.

Профессиональные союзы вправе осуществлять взаимодействие
с государственными органами, органами хозяйственного управления, органами самоуправления граждан, общественными объединениями и иными организациями по вопросам защиты социально-трудовых прав работников, социального страхования, занятости населения, пенсионного обеспечения
и охраны здоровья граждан, санаторно-курортного лечения, а также для решения других уставных задач.

 

Статья 60. Основные принципы социального партнерства в сфере труда

 

Основными принципами социального партнерства в сфере труда являются:

соблюдение норм законодательства;

полномочность представителей сторон;

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов в социально-трудвой сфере;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

обязательность выполнения сторонами принятых обязательств;

систематичность контроля;

неотвратимость ответственности

 

Статья 61. Стороны социального партнерства в сфере труда

 

Сторонами социального партнерства в сфере труда являются:

работники в лице профессиональных союзов;

работодатели в лице уполномоченных ими в установленном порядке представителей;

органы государственного управления.

 

Статья 62. Органы социального партнерства в сфере труда

 

Для обеспечения регулирования трудовых отношений, ведения коллективных переговоров (консультаций) и подготовки проектов коллективных договоров и соглашений, их заключения, а также для организации контроля
за их выполнением на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии, наделенные необходимыми полномочиями.

На республиканском уровне образуются постоянно действующая трехсторонняя комиссия по социально-трудовым вопросам. Членами данной комиссии являются представители республиканских объединений профессиональных союзов, республиканских объединений работодателей
и Кабинета Министров Республики Узбекистан

На отраслевом уровне образуются постоянно действующие комиссии
по социально-трудовым вопросам. Членами данных комиссий являются представители отраслевых объединений профессиональных союзов, отраслевых объединений работодателей, а по предложению сторон – также представители Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан и иных заинтересованных министерств, ведомств.

На территориальном (региональном) уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по социально-трудовым вопросам. Членами данных комиссий являются представители территориальных объединений профессиональных союзов, территориальных объединений работодателей, а также представители органов исполнительной власти на местах и иных заинтересованных органов государственного управления.

На локальном уровне для ведения коллективных переговоров образуются двусторонние комиссии из представителей первичной профсоюзной организации и представителей работодателя.

 

Статья 63. Формы участия профессиональных союзов в социальном партнерстве

 

Профессиональные союзы участвуют в социальном партнерстве посредством:

проведения коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключения;

осуществления контроля за выполнением соответствующих положений коллективных договоров и соглашений;

согласования проектов локальных актов предприятия;

взаимных консультаций сторон соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

участия в решении социально-экономических вопросов организации;

участия в разрешении трудовых споров.

Профессиональные союзы вправе участвовать в социальном партнерстве
и в других формах, незапрещенных законодательством.

 

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 64. Ответственность за нарушение законодательства
о профессиональных союзах

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о профессиональных союзах, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 65. Разрешение споров, связанных с деятельностью профессиональных союзов

 

Споры, связанные с деятельностью профессиональных союзов
и возникшие в связи с исполнением профессиональными союзами своих уставных задач, рассматриваются в порядке установленном законодательством.

 

Статья 66. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути
и значения настоящего Закона

 

Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.

 

Статья 67. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов

 

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 02 июля 1992 года №638-ХII
«О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 344);

2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 02 июля 1992 года №639-XII «О введении в действие Закона Республики Узбекистан
«О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., №9, ст. 345);

3) раздел I Закона Республики Узбекистан 07 декабря 2001 года №320-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости ОлийМажлиса Республики Узбекистан, 2002 г. №1, ст.20);

4) Закон Республики Узбекистан от 28 ноября 2016 года №ЗРУ-413
«О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 48, ст. 546).

 

Статья 68. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления
их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 69. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Узбекистан                                           Ш. МИРЗИЁЕВ


Трибуна депутатов

Новости

21.01.2020
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

21 января 2020 года в городе Ташкенте состоялось совместное заседание Законодательной палаты и Сената...

21.01.2020
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса

Прежде всего, выборы наглядно продемонстрировали растущие правосознание и политическую культуру нашего...

20.01.2020
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

20 января 2020 года в городе Ташкенте состоялось первое организационное заседание Законодательной...