Другие мероприятия

Реализация задач президентского Послания – ключевой фактор успешности реформ

Реализация задач президентского Послания  – ключевой фактор успешности реформ

2020 год – являвшийся первым годом деятельности депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан нынешнего созыва был весьма разнообразным и плодотворным. Основные политические события парламентской жизни были непосредственно связаны с состоявшимися в течении 2020 года двумя Посланиями Президента Республики Узбекистан парламенту и Народу Узбекистана. Если Послание Президента Республики Узбекиста, состоявшееся 24 января 2020 года, стало основой плана работы парламента на 2020 год, то состоявшееся недавно очередное ежегодное Послание Президента страны, определило стратегические ориентиры парламентской деятельности на ближайшую перспективу.

Институт президентского послания по своей сущностью стал важнейшим политическим процессом современного Узбекистана и имеет важную роль в жизни политической системы страны.

В настоящее время институт Послания Президента Узбекистана парламенту сформировался в качестве важнейшего политико-правового инструментария, обеспечивающего стратегическое планирование устойчивого развития государства и общества.

Следует отметить, что правовая основа для осуществления указанной политической процедуры изначально была заложена в нашей Конституции, однако не находила своей практической реализации. Именно президентство Ш.М.Мирзиёева, при котором Президент страны направил деятельность всех государственных органов на постоянный диалог с народом, обеспечение учета мнений граждан и достижение общественного консенсуса сделало востребованным именно такую форму взаимодействия лидера нации с обществом.

В настоящее время, создана система, при которой текст послания предстает перед нами не как авторитарный взгляд по проблематике текущих проблем, а выступает в качестве программного документа, являющегося продуктом общественного сознания, и содержащим в себе перечень актуальных задач, решение которых призвано обеспечить устойчивое развитие нашего государства и общества. Именно через направление Послания осуществляется консолидационная функция в обществе, обеспечивается максимальный учет общественных, личных и групповых интересов.

Характерной чертой всей четырех состоявшихся Посланий Президента Узбекистана парламенту без сомнений можно назвать их гуманистическую сущность.

Президент страны формулируя важнейшие глобальные задачи нашего развития, ни на минуту не отходит от позиций и интересов рядовых граждан. Все инициативы послания пропитаны духом заботы о благополучии народа, обеспечения основ безопасной жизни, создания условий для реализации законных прав и интересов граждан страны.

Основные положения политического курса Президента нашей страны можно с уверенностью отнести к формирующейся в настоящее время в современной политике идеологии нового, реального (конструктивного) гуманизма. Неогуманизм политики Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева основан на глубинных интересах народных масс и обращен непосредственно на их защиту и продвижение. Важными направлениями этого курса является нацеленность на развитие креативной обстановки в обществе, в целях обеспечения всестороннего развития личности, формирования новых правовых механизмов управления обществом на основе нравственных, гуманистических императивов и принципов справедливости.

Не случайно, что именно Президент Узбекистана среди других политиков международной арены стал автором идеи осуществления Третьего Ренессанса. Анализируя глубокий смысл заключенных в Посланий парламенту и других выступлениях Президента Узбекистана идей мы видим его несгибаемое стремление к формированию в обществе обстановки где главной ценностью выступает именно сам человек, где все ресурсы государственного аппарата направляются на служение его интересам, его всестороннего развития.

В этой связи не случайны, и очень важны практические инициативы президентского послания о необходимости формирования высокопрофессионального преподавательского звена в системе образования, организации эффективной системы здравоохранения, обеспечения гарантий прав граждан, включая право на труд, безопасную жизнь, свободу выражения мнений и др.

Внедрение института президентского послания, как нельзя точно, на наш взгляд отражает стремление Президента Узбекистана Ш.Мирзиёева к построению глубоко демократичной, основанной на широком общественном диалоге системе государственного управления, формированию конструктивной обстановки открытого диалога народа с государственными институтами.

Парламент страны всегда с повышенным вниманием и ответственностью принимает президентское послание, и на всех этапах его реализации стремиться обеспечить свое максимальное плодотворное участие.

В первую очередь это относится к тем положениям Послания, реализация которых непосредственно связана с деятельностью самой системы представительных органов власти. С удовлетворением можно отметить, что по состоянию на сегодняшний день не остается ни одного положения Послания, ни одного соответствующего пункта Государственных программ, по которым бы парламентом не было обеспечено исполнение основных задач.

Известно, что одной из важных функций парламента является деятельность по установлению действенного и эффективного парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. И здесь, исходя из критической важности задач, обозначаемых в Послании парламент в первую очередь свою контрольно-аналитическую деятельность ведет по формированию строгой и всесторонней системой парламентского мониторинга за процессами исполнения положений Президенсткого послания.

Для решения этих задач, Олий Мажлис, в настоящее время наделен всеми необходимыми полномочиями и имеет существенный организационный потенциал для эффективного их исполнения. На системной основе в Законодательной палате наряду с заслушиванием отчетов правительства по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны, об исполнении Государственного бюджета, отчета Премьер-министра по отдельным актуальным вопросам социально-экономического развития, также, отдельно заслушиваются отчеты о реализации Государственных программ на соответствующий год, вытекающих из Послания Президента Республики Узбекистан и ведется детальный мониторинг хода их исполнения.

Проведение собрания, на котором Президент Республики Узбекистан выступает с Посланием к Олий Мажлису и Народу Узбекистана дает старт большой и многоплановой работе. Именно с этого момента, с учетом идей, изложенных в Послании, фракции политических партий, комитеты Законодательной палаты формируют свои перспективные планы работы и дают предложения для включения в состав соответствующей Государственной программы. Выработка таких предложений осуществляется в обстановке широкого и открытого обсуждения президентских инициатив с общественностью, научными и экспертными кругами.

Этот процесс непосредственно связан с еще одной основополагающей концепцией политического курса Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева – обеспечением широкого гражданского участия.

Политика Президента Узбекистана находит широкую поддержку среди граждан страны, отражающуюся в формировании конструктивной среды активного гражданского участия.

Мы все знаем, что гражданское участие является важнейшим принципом гражданского общества и демократического государства, и подразумевает под собой вовлечение граждан в процессы обсуждения, разработки и принятия политических, социально-экономических и других решений, их влияние на принятие решений и контроль за их исполнением.

Именно за годы президентства Ш.М.Мирзиёева Узбекистану удалось запустить непрерывный многоуровневый процесс социального взаимодействия между гражданским обществом и органами государственной власти, в разработке и принятии решений по проблемам, касающимся дальнейшего развития, как общества, так и государства. Причём этот процесс осуществляется между органами государственной власти и гражданским обществом в обоих направлениях, включая в себя: меры, способствующие пониманию, информированию участников; сбор мнений и предпочтений и выбор наиболее приемлемого варианта из возможных альтернатив и т.д.

Гражданское участие в свою очередь невозможно без обеспечения принципов открытости и гласности, защиту которых наш Президент провозгласил для себя в качестве одной из важнейших задач. Открытые коммуникации, наличие инновационной, креативной среда в обществе также способствуют активизации гражданского участия в нашей стране.

Очень важно, что в процессах обеспечения гражданского участия парламент страны играет важную роль. Реализуя инициативы Президента страны, депутаты всегда находятся в гуще происходящих в обществе событий, обеспечивают эффективное правоприменение законов, ведут активную информационно-разъяснительную работу, выступают в качестве медиаторов гражданской активности.

Политикой Президента страны за последние четыре года в Узбекистане сформированы основы для развития национальной системы парламентаризма.

Реформы системы государственного управления, проведенные Президентом Узбекистана Ш.М.Мирзиёевым привели к усилению механизмов народовластия, к действительным, а не декларируемым независимости и единству ветвей государственной власти, усилению роли парламента в качестве выразителя интересов народа, органа, обеспечивающего исполнение основных принципов демократии и правового государства.

Это открывает новые возможности для развития всей системы органов представительной власти, как на уровне республиканского парламента, так и на уровне местных Кенгашей. Президент страны прямо обращается к депутатам всех уровней с призывом стать подлинными представителями своего народа, используя предоставленные законом широкие возможности обеспечить решение проблем, которые беспокоят граждан, смелее и эффективнее осуществлять народное самоуправление.

Активное развитие системы парламентаризма может рассматриваться как еще одно доказательство демократичности сформированного за последнее время в нашей стране политического режима. Ведь полноценный̆ парламентаризм может существовать только при демократических режимах, поскольку парламент, как отмечают многие ученые, в отличие от других институтов, всегда находится «на том месте, где происходит пересечение теории и практики демократии» и действительно является олицетворением народовластия.

Во многих исследованиях в области государства и права формирование национальной системы парламентаризма напрямую связывают с достижением в обществе реального баланса в системе сдержек и противовесов между ветвями государственной власти. И в этой связи нельзя не отметить высокую роль деятельности Президента страны и его администрации в достижении качественно нового уровня демократизации системы государственного управления. Политический курс Главы государства и высокопрофессиональные действия его администрации смогли не только обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, но и заложить основы сложного и многогранного феномена новой узбекской государственности, основанной на принципах справедливости, демонстрирующей приверженность верховенству принципов права и уважения гражданских прав, характеризующейся демократизмом и высокой политико-правовой культурой.

Формирование национальной системы парламентаризма предоставляет нашей стране новый потенциал в развитии демократии, повышении эффективности различных отраслей жизни общества. Направление президентского Послания парламенту в этой связи можно рассматривать в качестве еще одного важного механизма повышения роли парламентских структур в жизни нашего общества, усиления ответственности представительных органов власти за результативность осуществляемых масштабных реформ во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни.

 

 

Нурдинжон ИСМОИЛОВ,

Спикер Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

 


Просмотров: 211

Трибуна депутатов

Новости

27.01.2021
Учреждается день дружбы народов

На проведенном 27 января 2021 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты...

27.01.2021
В законе будет отражен статус государственного языка

27 января 2021 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. На нем депутатами...

Календарь мероприятий