Другие мероприятия

Парламенты во время пандемии

 Парламенты во время пандемии

Сегодня  проблема COVID-19 носит всеобщий характер, и эта пандемия набирает темпы. Многие страны ввели строгие карантинные меры, сдерживающие распространение вируса. Правительства и лидеры стран предпринимают решительные шаги в борьбе с короновирусом. Важную роль играют также парламенты, которые осуществляют свои полномочия и принимают законы, направленные на предотвращение негативных последствий кризиса. В виду этого, представляется интересным методы функционирования парламентов во время пандемии.

Центр инноваций в парламенте Межпарламенского союза (МПС) обобщил информацию о методах работы парламентов мира в период коронавирусного кризиса. Согласно данным МПС наблюдаются три разные практики организации заседаний парламентариев по всему миру:

во-первых, парламент продолжает проводить заседания в физическом присутствии парламентариев, но с некоторыми ограничениями, включающими следующие меры: уменьшено количество пленарных и комитетских заседаний; уменьшено количество парламентариев и персонала в здании, некоторые переведены на дистанционный режим работы; изменены места проведения парламентских заседаний, например, используются большие залы, которое позволяет более эффективно социально дистанцироваться;

во-вторых, парламент продолжает проводить заседания виртуально с использованием методов дистанционной работы. Техническая инфраструктура для дистанционных собраний доступна. Многие парламенты изучают возможности инструментов дистанционной работы. Однако, это поднимает ряд вопросов, включая вопросы правовых основ для дистанционной работы, безопасности и аутентификации. Другим фактором является способность сотрудников парламента внедрять новые решения, одновременно подвергаясь мерам социального дистанцирования;

в-третьих, парламент не проводит заседания. Имеет место, например, когда парламент объявил парламентские каникулы. Парламенты некоторых стран, например Великобритания, объявили ранние каникулы (перерыв в работе парламента) после голосования по ряду чрезвычайных мер. Другие, такие как Новая Зеландия, изменили свои регламенты, разрешили специальному комитету проводить свои заседания вместо всех членов палаты. Также, как отмечает МПС, отсутствие политической воли или технических возможностей может помешать проведению заседаний парламента.

Относительно юридических и процедурных вопросов можно отметить следующее:

Некоторые парламенты вносят изменения в законы и процедуры (регламенты, правила) для обеспечения дистанционной работы. Например, Испания и Бразилия внесли изменения в свои регламенты, чтобы палаты могли виртуально проводить заседания. Другие парламенты, включая Эстонию, Израиль и Великобританию, снижают строгость своих правил, чтобы разрешить проведение виртуальных заседаний комитетов.

Некоторые парламенты также адаптируют свои правила кворума для дистанционного голосования или смотря на возможность интерпретации правил. Например, Конституция Австралии требует, чтобы члены парламента «присутствовали» (“present”), что можно интерпретировать как «личное участие» (“in person”). Парламенты Эстонии, Финляндии и Норвегии имеют аналогичные правила, которые могут нуждаться в пересмотре.

Какие технические проблемы могут возникнуть при дистанционной работе парламента?

Дистанционная работа в парламентах может создать проблемы для ИТ-отделов парламента, которые несут ответственность не только за поддержку операционных систем, но и за внедрение дополнительных технологий для работы в новых условиях. Многие парламентские ИТ-системы могут поддерживаться дистанционно, однако это скорее всего исключение, чем норма. Парламенты, которые уже используют облачные инструменты для производства и управления документами, имеют преимущество на ранней стадии.

В информации МПС также приводятся информация о технических инструментах, программах, которые используются при работе в парламентах зарубежных стран, в том числе в проведении дистанционных заседаний. Отдельное внимание обращается вопросам безопасности при организации виртуальных заседаний.

В частности, отмечается, что безопасность является критически важным фактором для любого программного приложения, выбранного для поддержки работы парламента. Разработка внутренних отечественных программ, инструментов является одним из способов снижения рисков безопасности. При использовании «облачных» (Интернет) решений парламенты должны понимать, куда идет трафик и где хранятся данные; если оно находится за пределами ИТ-систем парламента или правительства, или за пределами их юрисдикции, были ли рассмотрены все последствия, связанные с правом и безопасностью.

Парламентам также необходимо учитывать вопросы доступа и надежности связей своих парламентариев при внедрении дистанционных решений. Там, где это не может быть гарантировано, рекомендуется использовать асинхронные методы для обмена документами и голосования.

Парламент Узбекистана также, как и многие зарубежные парламенты, принял все необходимые меры для полноценного функционирования во время пандемии. Палаты Олий Мажлиса продолжают проводить заседания в физическом присутствии парламентариев, но с некоторыми ограничениями, также активно используются средства ИКТ в организации парламентских работ.

В частности, палатами Олий Мажлиса, кроме медико-санитарных мер, рекомендованных в целях сдерживания распространения короновируса Всемирной организацией здравоохранения, приняты следующие меры:

во-первых, уменьшено количество пленарных, комитетских и фракционных заседаний и иных парламентских мероприятий;

во-вторых, фракционные и комитетские заседания и другие парламентские мероприятия проводятся в режиме видеоконференции;

в-третьих, уменьшено количество парламентариев и персонала в здании, некоторые переведены на дистанционный режим работы;

в-четвёртых, заседания и иные парламентские мероприятия проводятся с соблюдением правил социального дистанцирования.

Отдельно надо отметить, что недавно 24 марта 2020 года состоялось третье пленарное заседание Сената Олий Мажлиса, которое впервые прошло в форме видеоконференцсвязи. В нем более 80 процентов сенаторов участвовали дистанционно из 14 территориальных студий.

Пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса по обсуждению законопроектов и голосование по ним проводятся в физическом присутствии депутатов, при котором присутствует минимальное их количество, обеспечивающее кворум. В пленарных заседаниях посредством видеоконференции принимают участие представители соответствующих министерств и ведомств.

Кроме того, хотя в последнее время большинство парламентских заседаний, включая фракционных и комитетских, проводятся посредством видеоконференции, правовая база четко не регламентирует подобную практику.

Стоит отметить, что в настоящее время изучаются вопросы внедрения в деятельность палат Олий Мажлиса системы «Электронный парламент», позволяющую использовать данный портал также в целях формирования парламентских и депутатских запросов посредством сети Интернет и осуществления прямого диалога с избирателями.

В виду этого, с учетом сегодняшних реалий пандемии COVID-19, инициатива Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева по внедрению с 2020 года системы «Электронный парламент» в деятельность палат Олий Мажлиса, не только актуальна, но и является одним из инновационных, прогрессивных решений, поднимающее на новый уровень функционирование парламента Узбекистана.

С учетом вышеизложенного, акцентируя внимание на анализ и рекомендации МПС, в рамках внедрения системы «Электронный парламент» целесообразно изучить также вопросы правовой регламентации проведения дистанционных заседаний, дистанционного голосования и других парламентских мероприятий.

 

Дониёр ТУРАЕВ,

заместитель директора Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан

 

 


Просмотров: 1157

Трибуна депутатов

Новости

23.09.2020
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций

Мы все глубоко осознали необходимость консолидации усилий правительств, парламентов и гражданского общества,...

23.09.2020
Парламентская дипломатия: активное сотрудничество служит общим целям

Сегодня, благодаря открытой и прагматичной внешней политике Узбекистана, отношения укрепляются не ...

22.09.2020
Экологи Узбекистана призывают к рациональному использованию водных ресурсов

Самое привычное и самое невероятное вещество на Земле – вода. Вода - основа жизни на нашей пл...

Календарь мероприятий