Мнение депутата

Нодир ТИЛАВОЛДИЕВ: ЕАЭС: формирование единого транспортного пространства

Нодир ТИЛАВОЛДИЕВ: ЕАЭС: формирование единого транспортного пространства

Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе, который считается самым продвинутым интеграционным проектом в СНГ и представляет собой вторую в мире по глубине региональной экономической интеграции структуру после Европейского союза.

Соответствующее решение было принято 11 декабря 2020 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета, участие в котором принял Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Статус наблюдателя дает возможность уполномоченным представителям государства-наблюдателя при союзе присутствовать по приглашению на заседаниях его органов, получать принимаемые документы не конфиденциального характера. При этом данный статус не дает права участвовать в принятии решений. Одновременно договор устанавливает, что Узбекистан, получивший статус государства-наблюдателя при союзе, обязан воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб его интересам и государств-членов, объекту и целям договора о союзе.

С получением статуса наблюдателя, участвуя в заседаниях органов союза, мы можем детально проанализировать ситуацию в ЕАЭС, изучить положительные и отрицательные последствия вступления Узбекистана в эту организацию. В рамках ЕАЭС создается единое транспортное пространство, что обеспечивает упрощение разрешительных процедур в сфере международных перевозок, беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств. Это приведет к росту конкуренции на рынке транспортных услуг и снижению доли соответствующих расходов в себестоимости продукции. Предварительный анализ последствий вступления Узбекистана в ЕАЭС в сфере автомобильного транспорта показывает, что национальные автотранспортные компании, обладающие в среднем десятью транспортными средствами, могут испытать трудности в части конкуренции в международных перевозках.

Вместе с тем союзом принята Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств — членов ЕАЭС, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства — члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы. Ключевая задача программы состоит в том, чтобы сократить порожние пробеги, снизить издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта. В железнодорожной сфере за счет применения унифицированных тарифов в странах ЕАЭС транспортные расходы грузоотправителей и грузополучателей при перевозке в/из государств — членов ЕАЭС, а также транзитом через их порты сократятся до 50 процентов. К примеру, стоимость перевозки одной тонны груза по маршруту Джизак — Москва составляет 90,1 доллара. В случае применения тарифов ЕАЭС стоимость перевозки грузов составит 52,37 доллара за тонну.

В соответствии с нормативно техническими требованиями и регламентами ЕАЭС возможны дополнительные расходы при проектировании, строительстве и ремонте транспортной инфраструктуры. Также потребуются дополнительные финансы на сертификацию при строительстве и модернизации, а также ввозе из третьих стран железнодорожного подвижного состава и другой продукции.

В сфере воздушного транспорта интеграция с ЕАЭС до 2025 года не окажет влияния на данный сегмент в Узбекистане. Требование предоставления равных тарифных условий в отношении использования авиационной инфраструктуры после 2025 года может негативно отразиться на финансовой деятельности авиакомпаний-резидентов и аэропортов республики, однако нежелательные последствия могут быть компенсированы ростом пассажиропотока и самолетовылетов. Создание общего рынка воздушного транспорта в зоне ЕАЭС предусмотрено с 2025 года, когда произойдет предоставление единых тарифов по аэропортовому и аэронавигационному обслуживанию для всех перевозчиков, резидентов и нерезидентов.

Применение действующих импортных таможенных пошлин ЕАЭС в размере 7,5—12,5 процента приведет к дополнительным расходам авиакомпании. Кроме того, существуют таможенные льготы, которые могут быть отменены.

 

Нодир ТИЛАВОЛДИЕВ,

заместитель председателя Комитета

по вопросам промышленности,

строительства и торговли


Просмотров: 67

Трибуна депутатов

Новости

27.01.2021
Учреждается день дружбы народов

На проведенном 27 января 2021 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты...

27.01.2021
В законе будет отражен статус государственного языка

27 января 2021 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. На нем депутатами...

27.01.2021
Какие ответственности намечаются для правонарушений в сфере безопасности дорожного движения?

На проведенном 27 января 2021 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса народные...

Календарь мероприятий