Мнение депутата

Узбекистан и ООН: сотрудничество в области прав человека

Узбекистан и ООН: сотрудничество в области прав человека

Избрание Узбекистана в Совет по правам человека ООН событие историческое и закономерное. Данное событие, безусловно связано с именем Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, его политической волей, мужеством и искреннем стремлением реализовать стратегию построения нового Узбекистана, политически стабильного и экономически мощного государства, созидателя регионального и глобального масштаба. Амбициозная и многогранная программа коренного обновления страны – Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы позволила за исторически короткий промежуток времени вывести страну на путь общественно-политического и социально-экономического прог-ресса, наладить конструктивное сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями.

Право Узбекистана формировать глобальную повестку дня в области прав человека поддержали подавляющее большинство или около 90 процентов государств-членов ООН, подтвердив тем самым достойный вклад страны в дело обеспечения прав человека, реализацию самых высоких стандартов их поощрения и защиты. Решительность главы государства позволило состояться процессам, изначально, в сентябре 2016 года, многим казавшиеся событиями отделенного будущего. Среди них, в обществе особо выделяются:

Первое. Развитие плюрализма, многообразия мнений и взглядов, политической конкуренции и принципа «свободы слова». Граждане и средства массовой информации открыто и свободно выражают собственную позицию, критику в отношении деятельности государственных органов, как в прямом диалоге, так и посредствам социальных коммуникаторов – политических партий, негосударственных некоммерческих организаций и электронных платформ;

Второе. Укрепление народовластия, парламентского и общественного контроля. Реформировано избирательное законодательство, упразднено квотирование мест в Законодательной палате парламента, обеспечены равные возможности для участия в выборах политических сил и свободный доступ заинтересованных сторон к мониторингу всех ее этапов, внедрена процедура согласования с депутатским корпусом кандидатов в члены правительства и отчетности должностных лиц исполнительной власти в Олий Мажлисе и местных Кенгашах народных депутатов;

Третье. Усиление гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Искоренен принудительный и детский труд, в результате внедрения института помилования тысячи граждан освобождены из мест лишения свободы, более 20 тысяч граждан участвовавших в религиозно-экстремистских течениях выведены из учетных списков, в стране внедрен национальный превентивный механизм по предупреждению пыток, закрыта такое одиозное учреждение как «Жаслык», обеспечено право граждан на свободное передвижение внутри страны, более 50 тысяч человек обрели гражданство Республики Узбекистан;

Четвертое. Повышение инвестиционной привлекательности и укрепление социальной политики. Обеспечена свободная конвертация национальной валюты, возможность беспрепятственного получения наличности с банковских счетов и карт, десяткам тысяч малообеспеченных семей в безвозмездном порядке или на льготных условиях представлены новые комфортабельные дома и квартиры, кардинально расширена доступность дошкольного и высшего образования, системы здравоохранения, нивелируется пагубное воздействие на человека экологической зоны Приаралья.

Пятое. Укрепление национальной системы защиты прав человека. Создание институтов Виртуальной и народных приемных Президента Республики Узбекистан, Уполномоченного при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка, а также качественное повышение роли, прав и полномочий Национального центра по правам человека и Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана).

На ряду с очевидными достижениями в обеспечении высоких стандартов поощрения и защиты прав человека, Узбекистан последовательно развивал конструктивное сотрудничество с зарубежными странами, международными организациями, в том числе внося свой идейный и практический вклад в разрешение цивилизационных и конфликтных региональных проблем.

В этом плане, первостепенное значение, имели меры по делимитации и демаркации границ Узбекистана с соседними государствами и расширение приграничного сообщения. Новой движущей силой добрососедских отношений стало укрепление социально-экономического и культурного сотрудничества на местном уровне. Это оказало прямое позитивное воздействие на жизнь миллионов граждан стран Центральной Азии традиционно связанных между собой глубокими родственными и деловыми связями.

Особое внимание Узбекистан уделяет вопросам развития внутриафган-ского диалога и установления долгожданного мира в соседнем государстве, где проживает более 30 миллионов человек. Узбекистан придерживается целенаправленной политики по мобилизации усилий международного сообщества для примирения конфликтующих сторон, расширению торгово-экономических и гуманитарных связей. Следует особо подчеркнуть значение открытия Образовательного центра по обучению афганских граждан в приграничной Сурхандарьинской области.

Отдельным магистральным направлением внешней политики Узбекистана стало полноформатное сотрудничество с Организацией Объединенных Наций. Узбекистан всецело поддержал и реализует Цели устойчивого развития, способствует продвижению лучших практик в поощрении и защите прав человека. Системность подхода Узбекистана особо выражено в Национальной стратеги Республики Узбекистан по правам человека, «дорожных картах» и программах по сотрудничеству с ООН, реализации рекомендаций ее договор-ных органов и специальных механизмов. Отличительной чертой опыта Узбекистана по поощрению и защите прав человека явилось активная роль Олий Мажлиса как высшего представительного органа страны в утверждении программ и контроле за их безусловным исполнением. Парламент на регуляр-ной основе проводит парламентские и комитетские слушания представителей органов исполнительной власти в этой связи. Уникальной новацией стало создание Парламентской комиссий по Целям устойчивого развития и Парламентской комиссии по соблюдению международных обязательств в области прав человека в составе представителей обеих палат Олий Мажлиса.

Объективные достижения Узбекистана в области прав человека повышают заинтересованность международного сообщества к сотрудничеству, изучению и распространению позитивного опыта страны. Проведение Самаркандского форума по правам человека, а также цикла глобальных дискуссий «Узбекистан и ООН: сотрудничество на пути достижения Целей устойчивого развития» и «75-летие ООН: взгляд в будущее» стали ярким свидетельством растущей роли Узбекистана в глобальной политике в области прав человека.

Тематика прав человека эволюционирует под вилянием различных позитивных и негативных факторов в страновом, региональном или глобальном масштабе. Вызовом всему человечеству стала пандемия, вызванная кароно-вирусной инфекций. Узбекистан предпринял эффективные меры по охране здоровья населения и предупреждению негативного воздействия пандемии на экономику страну. В условиях пандемии Узбекистан направил гуманитарные грузы в Афганистан, Таджикистан, Кыргызстан, Беларусь, Азербайджан, Китай, Иран и другие страны. Бескорыстная помощь и взаимовыручка, в моменты критического дефицита необходимых медицинских препаратов и оборудова-ния, а также средств индивидуальной защиты человека способствовала сдер-живанию распространения заболевания, стабилизации работы медицинских служб и государственных органов, укреплению дружественных связей с братскими народами и стратегическими партнерами. Пандемия кароновируса потребовала глобального осмысления вопросов соблюдения прав и свобод человека в период карантинных мероприятий и чрезвычайных ситуаций, охраны здоровья граждан, обеспечения их прав на возвращение на Родину, образование, труд и культурный досуг, а также решения задач продоволь-ственной и энергетической безопасности. В этой связи, исключительно важным является разработка и реализация мер коллективной ответственности по предупреждению распространения заболевания и синхронизация их на национальном уровне.

Другим не менее сложным глобальным вызовом является распространение религиозного терроризма и экстремизма. Нейтрализация очагов деятельности террористических и экстремистских течений – это борьба с последствиями, более глубокая и целенаправленная работа должна вестись на идейном уровне за умы и права молодежи. Отстоять права на гармоничное развитие молодежи сегодня, позволит сделать общество более гуманным, обеспечит прогресс и мирное сосуществование различных наций и народностей завтра.

Выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по указанным вопросам глава нашего государства подчеркнул актуальность принятия Международного кодекса о добровольных обязательствах государств в период пандемии и Конвенции ООН о правах молодежи. Эти, а также инициативы по урегулированию афганской проблематики, созданию в Приаралье зоны экологических инноваций и технологий, повышению роли парламентов в обеспечении прав человека, ликвидации нищеты станут платформой для активного и созидательного участия Узбекистана в работе Совета по правам человека ООН.

Параллельно с глобальной повесткой дня, также предстоит работа по решению сохраняющихся задач в области обеспечения прав человека. Речь идет о задачах в сфере судебно-правовой реформы и соблюдения прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Свидетельством исключительного внимания в стране к указанным вопросам, стало уникальное для ООН событие, а именно личный прием Президентом Узбекистана спецпредставителей ООН по свободе религии и убеждений, а также по независимости судей и адвокатов. Рекомендации органов ООН, лучший международный опыт последовательно и системно внедряются на законодательном уровне и в правоприменительной практике.

Помимо этого, Узбекистан и ООН также имеет общие целевые задачи по искоренению коррупции и борьбе с бедностью. Узбекистан уже создал независимое Агентство по противодействию коррупции, а в структуре прави-тельства отдельное министерство, в том числе ответственное за сокращение бедности. Несомненно, обмен опытом в рамках деятельности Совета по правам человека, будет способствовать решению этих проблем на национальном и глобальном уровнях.

В целом, избрание Узбекистана в Совет по правам человека ООН, несомненно, окажет свое позитивное влияние на процессы развития страны, созданию атмосферы дружбы и взаимопонимания в центрально-азиатском регионе и укреплению международного сотрудничества в области прав человека.

 

Санжар Хамидуллаев,

депутат Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан

 


Просмотров: 197

Трибуна депутатов

Новости

25.11.2020
В судебной деятельности будет предотвращена различная правоприменительная практика

Как отмечалось, отсутствие в действующих нормативно-правовых актах конкретных правовых последствий ...

25.11.2020
Какие полномочия предоставляются областным Кенгашам народных депутатов?

Законопроектом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и областным Кенгашам народных депутатов...

25.11.2020
В законодательство вводится институт соглашения о признании вины

Соглашение о признании вины — является сделкой, заключаемой с прокурором, надзирающим за производств...

Календарь мероприятий