Мнение депутата

Штурмовать «вершины» международных рейтингов

Штурмовать «вершины» международных рейтингов

Благодаря дальновидной прагматичной политике реформ, проводимой Президентом Шавкатом Мирзиёевым, активизации взаимовыгодных отношений со многими странами, значительно вырос позитивный имидж Узбекистана на мировой арене. В своем Послании Олий Мажлису глава государства, обозначив достижения во внешней политике, подчеркнул важность укрепления этого имиджа, что должно послужить повышению заинтересованности мирового сообщества в сотрудничестве с Узбекистаном, в частности, привлечении иностранных инвестиций.

В связи с этим для Узбекистана важно достичь высоких позиций в международных рейтингах и индексах, которые в настоящее время широко используются не только на экспертном, но и на государственном уровне, в качестве критериев успеха реформ и экономической политики.

Результаты Индекса человеческого развития ООН (Human Development Index), Индекса глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума  (Global Competitiveness Index), рейтинга Всемирного банка по ведению бизнеса (Doing Business) и многих других служат своего рода руководством для разработки различных программ в разных странах, включая Узбекистан.

Среди международных социально-экономических рейтингов, прежде всего, необходимо упомянуть рейтинг Всемирного банка «Ведение бизнеса», являющегося результатом ежегодных опросов, в которых оценивается жизнеспособность бизнеса по десяти показателям в 190 странах. Следует отметить, что в течение последних пяти лет в данном рейтинге Узбекистан входил в десятку лучших стран-реформаторов, создавших наиболее благоприятную предпринимательскую среду для бизнеса, поднявшись со 166-го места в 2012 году до 74-го места в 2017 году. А в настоящее время в качестве одного из приоритетов определена задача: достичь к 2022 году такого уровня делового климата, который даст возможность стране войти в топ-20 стран рейтинга. Эта цель обозначена в постановлении Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» от 5 февраля 2019 года.

Однако при этом мы должны учитывать, что наша страна до сих пор занимает низкие позиции в международных рейтингах из-за отсутствия комплексной системы оценки соответствия международным стандартам и критериям, которая помогла бы вести национальные рейтинги в соответствующих направлениях.

Например, в Индексе человеческого развития, который включает в себя оценку уровня жизни, грамотности, образования и продолжительности жизни, Узбекистан в прошлом году занял 105-е место из 189 стран. В то время как, например, Российская Федерация заняла 49-ю позицию, а Казахстан — 59-ю. Или в Индексе экономической свободы «Фонда наследия» от 2016 года, Узбекистан занял 166-е место из 178 стран, и признан государством, не имеющим свободную экономику. А в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Узбекистан вообще отсутствует.

Поэтому, создание в нашей стране надежной основы для экономического роста и благосостояния населения особенно важно в свете современных процессов в мировой экономике. Следовательно, одним из наиболее эффективных методов решения проблем инвестиционных потоков, улучшения институциональной и деловой среды является обеспечение активного участия страны в общепризнанных международных рейтингах и достижение в них хороших позиций. Это, в свою очередь, станет фактором успеха не только в повышении доверия к Узбекистану, но и в развитии бизнеса и внедрении инноваций на основе лучших международных практик путем выявления и устранения насущных проблем.

В связи с этим, Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах предусматривает укрепление международного авторитета нашей республики и донесение до международного сообщества объективной информации о проводимых в стране реформах.

Подписанный на днях Президентом Республики Узбекистан постановление «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» положил начало новому этапу реформ в этом направлении.

Согласно этому документу, будет создана Национальная система мониторинга и оценки позиции Республики Узбекистан в международных рейтингах. В качестве первоначального этапа создания этой системы исследовательские институты, за которыми будут закреплены отдельные международные рейтинги, будут определять методологические и другие компоненты международных рейтингов, вести работу по их имплементации в действующее законодательство и определению основных факторов, приводящих к низким позициям Узбекистана в международных рейтингах.

Также, до 1 апреля текущего года намечено запустить единый портал «Узбекистан в международных рейтингах», где будут представлены рекомендации международных организаций и экспертов по улучшению ситуации в соответствующих направлениях, включая ежегодные отчеты о международных рейтингах. В свою очередь, исходя из национальных интересов Узбекистана, будет утверждена методология рейтингов, основанная на положительном опыте зарубежных стран, и будут разрабатываться ежегодные «дорожные карты» для улучшения позиций нашей страны в международных рейтингах, включая данные и результаты исследований соответствующих институтов.

Центр «Стратегия развития» также будет принимать активное участие в выполнении задач, определенных постановлением Президента. В соответствии с программными целями и задачами центра, считаем приоритетным создание базы данных, включающей в себя информацию о процессе продвижения страны в международных рейтингах, а также разработку рекомендаций по оценочным направлениям и опыту зарубежных стран, ведение системного анализа существующих проблем, препятствующих улучшению позиций страны в международных рейтингах и выработку предложений по их решению.

Вместе с тем, центр внесет свою лепту в работу по налаживанию сотрудничества и конструктивного диалога с экспертами международных организаций, рейтинговых агентств и исследовательских институтов, проведению социальных опросов с целью выявления проблем и определения состояния соответствующих секторов, а также информированию общественности и международных рейтинговых агентств об изменениях, происходящих в стране в рамках широкомасштабных реформ.

При этом уместно учитывать ряд факторов для полноценной реализации задач, предусмотренных в постановлении главы государства. В частности, это формирование и внедрение в Узбекистане базы статистических отчетов или базы данных по отсутствующим или неэффективным показателям в вышеуказанных международных рейтингах и индексах. Также важно уточнение системы критериев, используемых для прогнозирования и регулирования экономических процессов на основе анализа факторов и показателей международных рейтингов. Предстоит определить целевые параметры, которых наша страна намерена достичь в международных рейтингах или индексах, в виде конкретных и точных цифр. Будут разработаны методы анализа и учета приоритетных международных рейтингов и индексов, их составляющих, в том числе в практике управления в рамках общих принципов оценки регулирующего воздействия. Необходимо и установление конструктивных отношений с составителями рейтингов, включая обмен методологическими задачами, аналитической информацией и получение рекомендаций.

Следует особо отметить, что в продвижении в международных рейтингах и индексах, государство не ограничивается только их показателями. Параллельно ведется последовательная целенаправленная работа по выполнения задач, предусмотренных в Стратегии действий. В частности, проводятся мониторинги и исследования, готовятся предложения и рекомендации по сокращению участия государства в экономике, усилению роли частного сектора, дальнейшей либерализации судебной системы, обеспечению гарантий прав и свобод граждан, и другим вопросам. Особым приоритетом для государства является укрепление доверия общественности к судебной власти путем улучшения функционирования экономических судов и установления правосудия в решении проблем субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, мы видим, что повышение имиджа Узбекистана на международной арене является одним из наиболее актуальных вопросов развития моделей торговли, экономики, инвестиций и социального развития в стране, укрепления связей с ведущими международными аналитическими и исследовательскими институтами, а также бизнес-ассоциациями по всему миру. В связи с этим важно, например, организовать эффективную и широкую пропагандистскую работу, создать национальный туристский бренд, достичь взаимовыгодных соглашений с зарубежными неправительственными организациями и средствами массовой информации, пригласить в Узбекистан представителей международных организаций и ознакомить их с трансформациями, происходящими в стране. Эти и другие меры необходимы потому, что продвижение Узбекистана в мире, улучшение позиции страны в международных рейтингах и индексах служат повышению благосостоянию нашего народа, устойчивому развитию республики и укреплению мощи нашего государства.

 

Эльдор ТУЛЯКОВ,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

исполнительный директор Центра «Стратегия развития»


Просмотров: 2263

Трибуна депутатов

Новости

19.09.2019
Депутаты отклонили законопроект после активных дискуссий

19 сентября 2019 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Депутаты...

19.09.2019
Встреча с спецдокладчиком ООН

19 сентября 2019 года в нижней палате парламента состоялась встреча Спикера Законодательной палаты...

18.09.2019
Депутаты Ташкентской области обсудили вопросы развития предпринимательство

18 сентября 2019 года с участием Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, состоялась сессия ...

Календарь мероприятий