Мнение депутата

Принципиальное обсуждение законопроекта в парламенте страны

Принципиальное обсуждение законопроекта в парламенте страны

30 августа 2018 года Правительство Республики Узбекистан внесло в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан». Данный законопроект был подготовлен в целях реализации Постановления Президента Республики Узбекистан от «О мерах по коренному совершенствованию системы оказания психиатрической помощи».

Законопроект, принятый Законодательной палатой в первом чтении, предусматривает внесение изменений в законы «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «Об охране здоровья граждан», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу» и семь кодексов.

Необходимо отметить, что данный законопроект вызвал бурное обсуждение в ходе его подготовки ко второму чтению на заседаниях фракций политических партий в Законодательной палате. В ходе этих обсуждений парламентариями были высказаны критические замечания, касающиеся концептуальных основ законопроекта. В результате этого, законопроект при его рассмотрении на заседании Законодательной палаты во втором чтении не набрал необходимого количества голосов и был возвращен в ответственный комитет Законодательной палаты для доработки.

В настоящее время законопроект готовится в ответственном Комитете для повторного обсуждения на заседании нижней палаты парламента во втором чтении. Концептуальными нововведениями законопроекта являются следующие положения.

Во-первых, впервые в отечественной практике вводится понятие «лицо, страдающее психическими расстройствами, не исключающими вменяемости», т.е. лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать значение своих действий (бездействия) либо руководить ими. К таким лицам судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, наряду с основным наказанием. Такие нормы полностью соответствуют междунарроджным стандартам правосудия и практики судопроизводства развитых демократическимх стран.

Во-вторых, в действующем законодательстве перечень принудительных мер медицинского характера дополняется такими мерами, как принудительное амбулаторное наблюдение и лечение в отделах лечебно-профилактической помощи учреждений по исполнению наказания и специализированной больнице для осужденных. Эти меры либерализуют систему принудительного медицинского лечения лиц, страдающих психическим растройством.

В-третьих, в действующем законодательстве не предусмотрена периодичность освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами. В результате, некоторые лица, диагностированные как психические больные, даже несмотря на улучшение их здоровья продолжают лечиться в изолированных медицинских учреждениях. Для устранения этого недостатка, с учетом зарубежной практики, предлагается Уголовно-процессуальный кодекс дополнить нормой, согласно которой освидетельствования врачебными комиссиями или врачебно-консультативными комиссиями лиц, страдающих психическими расстройствами, подвергнутых принудительной мере медицинского характера, осуществляется не реже одного раза в шесть месяцев. По результатам освидетельсвования можно будет решать вопрос о продлении, изменении или прекращении применения принудительных мер медицинского характера.

И, наконец, в-третьих, с учетом рекомендаций Всемирной Организации Здравоохранения, из действующего национального законодательства предлагается исключить термины «душевнобольной», «психическое заболевание», «психический дефект» и др. Вместо них, вводится термин «лицо, страдающее психическими расстройствами».

По мнению большинства депутатов, эти нововведения в первую очередь направлены на коренное изменение отношения к лицам, страдающим психическим заболеванием, гуманизацию применяемых к ним принудительных мер медицинского характера.

С учетом того, что применение многих положений данного законопроекта на практике могут создать риски ущемления прав и свобод граждан, страдающих психическими растройствами, ответственный Комитет уделяет особое внимание приданию данному закону характера прямого действия. В этой связи, многие положения законопроекта излагаются по форме, не требующей издания дополнительных подзаконных актов. Тем самым на деле реализовываются задачи, поставленные перед депутатами Президентом страны в Послании Олий Мажлису.

 

Уткир ТУРСУНОВ,

депутат Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Просмотров: 1635

Трибуна депутатов

Новости

15.10.2019
Совершенствование правовых основ внешней трудовой миграции: проблемы и решения

В ходе беседы критически рассмотрено практическое исполнение нормативно-правовых актов, принятых...

11.10.2019
В проекте закона учитываются мнения промышленных предприятий и инвесторов

Проект закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан...

09.10.2019
За нападение на медицинский персонал наказание неизбежно

На проведенном 9 октября 2019 года очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты...

Календарь мероприятий