Мнение депутата

Шухрат БАФАЕВ: Режим инфляционного таргетирования – инструмент обеспечения макроэкономической стабильности

Шухрат БАФАЕВ: Режим  инфляционного таргетирования – инструмент обеспечения макроэкономической стабильности

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев в Послании Олий Мажлису декабре 2018 года в контексте объявленного им 2019 года «Годом активных инвестиций и социального развития» в сфере экономики определил 10 ключевых направлений развития страны. Эти направления охватывают широкий спектр задач, выполнение которых обеспечит благоприятную среду для привлечения в экономику страны инвестиций. Руководитель страны считает, что не обуздав инфляцию не возможно обеспечить макроэкономическую стабильность в связи с чем им предложено разработать концепцию монетарной политики и обеспечения стабильности цен.

В этой связи следует отметить, что в своем первом Послании парламенту страны в декабре 2017 года Президент Узбекистана также говорил о той важной роли, которую играет надежная и стабильная банковско-финансовая система. Как видим эффективность проводимых в нашей стране реформ, ставится в полную зависимость от стабильной монетарной, то есть денежно-кредитной политики государства. Между тем, необходимо подчеркнуть, что исходным началом обеспечения в Узбекистане эффективной монетарной политики является Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В этом политическом документе дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики, поэтапное внедрение современных рыночных механизмов валютного регулирования, обеспечение стабильности национальной валюты определено как одно из приоритетных направлений развития и либерализации экономики.

В практическом плане вот уже на протяжении 2 лет со времени принятия Стратегии действий государством приняты системные и последовательные меры по либерализации денежно-кредитной политики. Так, первым и решительным шагом на пути либерализации монетарной политики государства явился Указ Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» от 2 сентября 2017 года. Значение этого документа заключается в том, что в нем государство, причем впервые определило приоритетные направления своей экономической политики в области дальнейшей либерализации валютного рынка.

Примечательно то, что политика нашего государства по либерализации валютного рынка нашла положительное одобрение международных финансовых институтов и прежде всего в заключительном заявлении миссии Международного валютного фонда по итогам проведения консультаций 2018 года в соответствии со статьей IV соглашения. В соглашении отмечается, что «в сентябре 2017 года официальные власти осуществили либерализацию валютного рынка, и официальный курс снизился на 50 процентов. За этим первым смелым шагом последовала первая волна преобразований, включая начало либерализации цен и реформирования государственных предприятий, предоставление большей независимости Центральному банку Узбекистана и совершенствование статистики». Таково заключение МВФ, к которому мы еще не раз обратимся.

Настоящий Указ дал мощный толчок реализации системных мер по совершенствованию денежно-кредитной политики. Такой системный подход обеспечил Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики» от 13 сентября 2017 года. Согласно Указу в условиях сложной и быстроменяющейся ситуации в глобальной финансово-экономической системе, а также либерализации валютного регулирования требуется кардинальный пересмотр действующих инструментов монетарной политики для обеспечения макроэкономической стабильности и повышения уровня жизни населения. Отличительная особенность этого Указа заключается в том, что в целях обеспечения стабильности внутренних цен Центральный банк Республики Узбекистан перешел к принципам и механизмам в среднесрочной перспективе на режим инфляционного таргетирования, применяемый центральными банками мира.

Как известно, инфляция считается серьезной социально-экономической проблемой, поскольку приводит к росту цен, снижению стимула к инвестированию, замедляет темпы экономического роста, затрудняет долгосрочное планирование, а также усиливает социальную и политическую напряженность в обществе. Поэтому суть инфляционного таргетирования (англ. «target» – цель) заключается в том, что банк проводит жесткую монетарную политику, что способствует обеспечению стабильности национальной валюты, сдерживанию чрезмерного роста денежной массы. Иными словами государство принимает целевые комплексные меры по обеспечению максимального контроля над уровнем инфляции в государстве. Именно поэтому, приток в нашу страну иностранных инвестиций напрямую зависит от уровня инфляции, следовательно, макроэкономической стабильности в стране.

Если изложенное рассматривать в контексте практической реализации то следует отметить, что в целях эффективности мер денежно-кредитной политики по обеспечению стабильности потребительских цен, решением Центрального банка Республики Узбекистан с 28 июня 2017 года ставка рефинансирования была поднята до 14% годовых (в 2016 году ставка рефинансирования составляла 9%). Повышение ставки рефинансирования до 14 процентов Центральный банк обосновал как действенная антиинфляционная мера, нацеленная на ограничение влияния монетарных факторов на рост уровня цен и инфляционных рисков, удержание уровня инфляции в пределах целевых параметров, обеспечение положительных реальных процентных ставок и сбалансированных условий кредитования реального сектора экономики, формирование благоприятных экономических условий для развития предпринимательской деятельности путем обеспечения стабильности цен и низких инфляционных ожиданий, стимулирующих инвестиционные вложения на средне- и долгосрочную перспективу.

Реализация государством жесткой денежно-кредитной политики в контексте повышения ставки рефинансирования до 14% было обусловлено предстоящей в сентябре 2017 года либерализации валютного рынка. То есть государство приняло упреждающие меры, которые способствовали смягчению последствий либерализации валютной политики. С 25 сентября 2018 года Правление Центрального банка приняло решение о повышении ставки рефинансирования на 2 % пункта – то есть с 14 до 16% годовых. Безусловно, политика Центрального банка по реализации инфляционного таргетирования сопровождающаяся повышением ставки рефинансирования может оказаться не популярной, особенно у тех, кто задействован в реальном секторе экономики. Между тем такие меры способствуют обузданию инфляционных процессов и обеспечению макроэкономической стабильности.

Возвращаясь к вышеизложенному Указу, отметим, что к нему приложен Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017-2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования. Если говорить о мировом опыте, то следует отметить, что в начале 90-х годов 7 индустриально развитых стран решили перейти к инфляционному таргетированию. Первыми были Новая Зеландия и Канада, затем к ним присоединились Великобритания, Финляндия, Швеция, Австралия и Испания. Анализ того, как эти страны используя институт инфляционного таргетирования достигли экономического роста.

Между тем, эффективность инфляционного таргетирования зависит от наличия нескольких факторов, реализация которых является необходимым условием таргетирования. Во-первых, мировой опыт уже подтвердил, об этом говорится и в указанном нами выше заключительном заявлении миссии МВФ о том, что «переход к таргетированию в среднесрочной перспективе должен сопровождаться дальнейшим четким информированием общественности о принимаемых мерах». Именно поэтому, в анализируемом нами Указе говорится о повышении прозрачности и предсказуемости проводимой денежно-кредитной политики, в том числе путем усиления взаимосвязи с общественностью в целях информирования о применяемых инструментах и конечных целях проводимой политики.

Во-вторых, следующими условиями инфляционного таргетирования являются укрепление фактической независимости Центрального банка и развитие его аналитического потенциала. В заключение МВФ, по этому вопросу отмечается, что «более высокая степень независимости центрального банка ассоциируется с более положительной динамикой инфляции».

Применительно к деятельности Центрального банка Республики Узбекистан отметим, что в соответствии с Законом «О центральном банке» Центральный банк будучи подотчетным Сенату Олий Мажлиса, в то же время он независим в принятии решений в пределах своих полномочий. В соответствии с этим законом государство не отвечает по обязательствам Центрального банка, а Центральный банк – по обязательствам государства, если они сами не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено законодательными актами.

Указанные выше условия инфляционного таргетирования нашли свое практическое воплощение в Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности Центрального банка Республики Узбекистан» от 9 января 2018 года. В соответствии с этим документом, стабильность цен, развитие банковской и платежной системы, определены стратегическими целевыми ориентирами деятельности Центрального банка. В целях обеспечения независимости Центрального банка Указ предусматривает исключения Центрального банка из перечня государственных органов, курируемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, запрет на участие банков в уставном фонде управляющих компаний, инвестиционных компаний и фондов, а также непрофильных банковской деятельности хозяйствующих субъектов.

Что касается вопроса аналитической деятельности Центрального банка как ответственного за проведение инфляционного таргетирования, то в указе развитие статистической, аналитической и исследовательской базы в целях совершенствования методов формирования, принятия и реализации денежно-кредитной политики на основе глубокого изучения факторов инфляции и формирование полноценной системы ведения учета и анализа платежного баланса определено как одно из приоритетных направлений Центрального банка нашей республики. Банковская система в качестве важной составляющей обеспечения стабильного роста экономики в средне- и долгосрочной перспективе, должна будет создать конкурентные условия для формирования полноценных партнерских отношений между коммерческими банками и субъектами предпринимательства, укрепления доверия населения к банковской системе как к надежному институциональному партнеру.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что инфляционное таргетирование является лишь одним из многочисленных инструментов способствующих обузданию инфляционных процессов и росту экономики страны в целом.

Между тем, ограничение вмешательства государства в экономику, проведение финансовой, налогово-бюджетной и административной реформы, в своей совокупности являются важными факторами, оказывающими влияние на внедрение рыночных механизмов, способствующих росту экономики и обеспечению тем самым благосостояния граждан нашей страны.

 

Шухрат БАФАЕВ,

депутат Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Просмотров: 150

Трибуна депутатов

Новости

19.02.2019
Законодательно регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей

Избирательный кодекс предусматривается взаимное объединение 5 действующих законов. Это создаст условия...

15.02.2019
Что предусматривается Избирательным кодексом?

15 февраля 2019 года состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса...

15.02.2019
Заслушана информация о деятельности Омбудсмана в 2018 году

В 2018 году в адрес Омбудсмана поступило 10 832 (2017 г. – 9 074) обращения граждан Республики...

Календарь мероприятий