Мнение депутата

Законы в интересах народа

Законы в интересах народа

Утвержденная указом Президента Концепция совершенствования нормотворческой деятельности вызвала широкий общественный резонанс.

Председатель Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса, доктор политических наук Ильхом Абдуллаев в интервью нашему парламентскому корреспонденту поделился своим видением политической значимости принятого документа.

— Какие тенденции в развитии общества будут формироваться с принятием концепции?

Безусловно, Концепция совершенствования нормотворческой деятельности является крупным политико-правовым документом, принятие которого формирует основу дальнейшей демократизации системы национального законодательства. Всесторонней поддержки заслуживает государственная политика нацеленности на обеспечение реальности прав и свобод граждан. Эксперты-политологи отмечают большое политическое значение того факта, что государственными институтами Узбекистана четко обеспечиваются принципы лидерства и ответственного отношения за осуществляемые в стране крупномасштабные реформы, что наглядно прослеживается в положениях концепции. Конечно же, мы вправе рассчитывать на то, что принятие концепции внесет значительный вклад в обеспечение стабильности законности и правопорядка, станет важным этапом в формировании основанного на демократических принципах правового государства.

— В чем, по-вашему, актуальность принятия концепции?

Факт принятия концепции не может быть рассмотрен в отрыве от системных и последовательных мер, реализуемых в стране, по построению правового государства.

За последние два года переосмыслена вся система госрегулирования важнейших вопросов развития общества. Заслуживает внимания изменение формата и структуры принимаемых нормативно-правовых актов. В настоящее время они наглядно демонстрируют высокий уровень доверительности установленного диалога власти и граждан. В них излагается суть стоящих перед обществом проблем в той или иной области, четко представлены методы их решения, детальные комплексные планы достижения поставленных целей, приводятся индикаторы оценки эффективности их исполнения.

В сложившихся условиях назрела потребность систематизации и повышения регуляторной эффективности всей системы действующего национального законодательства, обеспечения непротиворечивости и полноты нормативно-правового регулирования. Представляется перспективной деятельность по дальнейшей гуманизации нормативно-правовой системы, повышению эффективности правоприменения.

— В чем особенность принятой концепции?

На мой взгляд, одной из главных особенностей концепции является ее функциональная нацеленность на обеспечение на практике принципа «Интересы человека — превыше всего». Одна из самых главных задач, которые ставит концепция, — это повышение качества принимаемых нормативно-правовых актов. Предполагается осуществить ее за счет усиления механизмов народовластия, путем вовлечения граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации, субъектов предпринимательства и представителей науки в процесс инициирования, разработки и принятия актов законодательства. Если раньше движущей силой нормотворческого процесса являлся чиновник, его представления об актуальности того или иного документа, то сегодня акцент смещается в сторону активного участия самих людей, институтов гражданского общества в данных процессах. Как подчеркнул Президент в Послании Олий Мажлису, единственным источником и автором закона должен быть народ.

Думаю, что нас ожидают времена активного задействования принципов и механизмов прямой народной демократии. Этому способствует и высокая степень проникновения современных ИКТ и системно возрастающий уровень правовой грамотности и политической активности граждан.

Концепция принятого документа не предлагает искать искусственные источники повышения эффективности законотворчества и правоприменения, а углубляет действие конституционного принципа: единственным источником государственной власти в Узбекистане является сам народ.

— Какие предлагаются к внедрению инновационные механизмы нормотворчества?

Инновационным можно считать переход к системе активной прогнозной практики в законотворчестве. В указе главы государства прямо говорится о неэффективности реализуемого нормотворческого подхода, не предусматриваюего оценку воздействия актов законодательства на отрасли экономики страны, достижения задач по улучшению жизни граждан. В противовес этому концепцией предполагается к внедрению положительно апробированная в зарубежных странах система проведения обязательной оценка регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов. Тем самым предусматривается анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий от введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства.

Теперь для инициирования принятия нормативно-правового акта разработчикам необходимо будет научно и практически доказать его реальную полезность и направленность на обеспечение интересов граждан и общества. Наряду с указанными внедрение иных методов «умного регулирования» формирует обновленные инновационные подходы к системе нормотворчества.

Беседу вела

Сауле АЗИМБЕТОВА


Просмотров: 221

Трибуна депутатов

Новости

12.10.2018
Узбекистан – ООН: сотрудничество во имя мира и стабильности

12 октября 2018 года в конференц-зале Университета мировой экономики и дипломатии Комитетом по международным...

10.10.2018
Интегрированная деятельность повышает качество медицинских услуг

Охрана и укрепление здоровья населения, повышение качества и эффективности медицинских услуг, обеспечение...

10.10.2018
Ужесточение ответственности за несанкционированное размещение отходов

Данным управлением за период 2012-2016 гг. осуществлено 584 плановых, 10 внеплановых и 228 ...

Календарь мероприятий