Мнение депутата

Законы в интересах народа

Законы в интересах народа

Утвержденная указом Президента Концепция совершенствования нормотворческой деятельности вызвала широкий общественный резонанс.

Председатель Комитета по вопросам инновационного развития, информационной политики и информационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса, доктор политических наук Ильхом Абдуллаев в интервью нашему парламентскому корреспонденту поделился своим видением политической значимости принятого документа.

— Какие тенденции в развитии общества будут формироваться с принятием концепции?

Безусловно, Концепция совершенствования нормотворческой деятельности является крупным политико-правовым документом, принятие которого формирует основу дальнейшей демократизации системы национального законодательства. Всесторонней поддержки заслуживает государственная политика нацеленности на обеспечение реальности прав и свобод граждан. Эксперты-политологи отмечают большое политическое значение того факта, что государственными институтами Узбекистана четко обеспечиваются принципы лидерства и ответственного отношения за осуществляемые в стране крупномасштабные реформы, что наглядно прослеживается в положениях концепции. Конечно же, мы вправе рассчитывать на то, что принятие концепции внесет значительный вклад в обеспечение стабильности законности и правопорядка, станет важным этапом в формировании основанного на демократических принципах правового государства.

— В чем, по-вашему, актуальность принятия концепции?

Факт принятия концепции не может быть рассмотрен в отрыве от системных и последовательных мер, реализуемых в стране, по построению правового государства.

За последние два года переосмыслена вся система госрегулирования важнейших вопросов развития общества. Заслуживает внимания изменение формата и структуры принимаемых нормативно-правовых актов. В настоящее время они наглядно демонстрируют высокий уровень доверительности установленного диалога власти и граждан. В них излагается суть стоящих перед обществом проблем в той или иной области, четко представлены методы их решения, детальные комплексные планы достижения поставленных целей, приводятся индикаторы оценки эффективности их исполнения.

В сложившихся условиях назрела потребность систематизации и повышения регуляторной эффективности всей системы действующего национального законодательства, обеспечения непротиворечивости и полноты нормативно-правового регулирования. Представляется перспективной деятельность по дальнейшей гуманизации нормативно-правовой системы, повышению эффективности правоприменения.

— В чем особенность принятой концепции?

На мой взгляд, одной из главных особенностей концепции является ее функциональная нацеленность на обеспечение на практике принципа «Интересы человека — превыше всего». Одна из самых главных задач, которые ставит концепция, — это повышение качества принимаемых нормативно-правовых актов. Предполагается осуществить ее за счет усиления механизмов народовластия, путем вовлечения граждан, институтов гражданского общества, средств массовой информации, субъектов предпринимательства и представителей науки в процесс инициирования, разработки и принятия актов законодательства. Если раньше движущей силой нормотворческого процесса являлся чиновник, его представления об актуальности того или иного документа, то сегодня акцент смещается в сторону активного участия самих людей, институтов гражданского общества в данных процессах. Как подчеркнул Президент в Послании Олий Мажлису, единственным источником и автором закона должен быть народ.

Думаю, что нас ожидают времена активного задействования принципов и механизмов прямой народной демократии. Этому способствует и высокая степень проникновения современных ИКТ и системно возрастающий уровень правовой грамотности и политической активности граждан.

Концепция принятого документа не предлагает искать искусственные источники повышения эффективности законотворчества и правоприменения, а углубляет действие конституционного принципа: единственным источником государственной власти в Узбекистане является сам народ.

— Какие предлагаются к внедрению инновационные механизмы нормотворчества?

Инновационным можно считать переход к системе активной прогнозной практики в законотворчестве. В указе главы государства прямо говорится о неэффективности реализуемого нормотворческого подхода, не предусматриваюего оценку воздействия актов законодательства на отрасли экономики страны, достижения задач по улучшению жизни граждан. В противовес этому концепцией предполагается к внедрению положительно апробированная в зарубежных странах система проведения обязательной оценка регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов. Тем самым предусматривается анализ проблемы, способов ее решения, воздействия на конкуренцию, прогнозирование и оценку возможных последствий от введения новых инструментов и порядка регулирования, в том числе анализ выгод и издержек для граждан и субъектов предпринимательства.

Теперь для инициирования принятия нормативно-правового акта разработчикам необходимо будет научно и практически доказать его реальную полезность и направленность на обеспечение интересов граждан и общества. Наряду с указанными внедрение иных методов «умного регулирования» формирует обновленные инновационные подходы к системе нормотворчества.

Беседу вела

Сауле АЗИМБЕТОВА


Просмотров: 422

Трибуна депутатов

Новости

11.12.2018
Законопроект, раскритикованный депутатами пересмотрен под новым названием

Как сообщалось ранее, на состоявшемся накануне заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса горячо...

10.12.2018
Проект закона стал предметом серьезной критики членов парламента

10 декабря 2018 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. В повестку...

06.12.2018
Депутаты обсудили проекты законов, касающиеся социально-экономической жизни страны

6 декабря 2018 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. В нем депутаты...

Календарь мероприятий