Мнение депутата

Гульшана ХУДОЯРОВА: Инновации в образовании: задачи и правовые механизмы

Гульшана ХУДОЯРОВА: Инновации в образовании: задачи и правовые механизмы

В настоящее время слово «инновация» часто используется не только в научных кругах, но и в повседневной жизни. Если объединить ряд понятий, то получится что инновация это новшество, обеспечивающее рост эффективности процессов или продукции, продиктованное рыночной экономикой. Как и любая наука, инноватика имеет два направления развития: теоретическое и прикладное, каждая из которых состоит из формирования новых знаний, идей, новых технологий, изобретений и открытий.

Учитывая, что каждое научное направление имеет определенную специфику, в системе образования данные процессы предполагают совершенствование педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из важнейших компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

В Узбекистане по итогам «Года диалога с народом и интересов человека» в соответствии с предложениями многих родителей, учителей и учащихся, широкой общественности было восстановлено 11-летнее общее образование.

Наряду с тем продление школьного образования ставит новые задачи перед государством, такие как обновление материально-технической базы, подготовка и переподготовка кадров, создание новых учебных программ. Появление новых учебных дисциплин требует пополнение информационных ресурсов в целях постоянного поиска новых форм обучения.

В подобных условиях высоко ценится не только внедрение новых педагогических технологий что, по своей сути является новацией, но прежде всего повышение роли и авторитета самих преподавателей, их знаний и навыков. Предоставление учащимся самостоятельного выбора приемов и способов, использование сети Интернета, информационно-коммуникационных технологий, аудио-, видеоносителей является более эффективным, чем ранее использованные традиционные методы. Электронные библиотеки, практикумы, консультации, конкурсы и олимпиады позволяют работать с персональными образовательными программами учащимся с высоким и низким уровнем общей подготовки, позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения. Актуальным направлением в системе образования становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

По инициативе главы государства Ш. Мирзиёева 2018 год в нашей стране был объявлен Годом поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий. В связи с этим, создано Министерство инновационного развития, перед которым стоят задачи по реализации важнейших проектов не только в экономической сфере, но и в жизни всего общества. Основным курсом развития государства становится переход на путь инновационного развития, направленного на коренное улучшение всех сфер жизни государства и общества, когда бизнес-деятельность организуется на основе инновационных, современных подходов, передовых технологий и методов управления.

Особое внимание в Государственной программе уделяется созданию необходимых условий для ускоренного развития науки и инновационной деятельности, а также поддержке прогрессивно мыслящих, инициативных и ответственных работников.

Важно отметить что, в системе образования, несмотря на позитивные сдвиги, остаётся ряд нерешенных задач. Например, обновление материально-технической базы идёт медленными темпами, ощущается нехватка современных дидактических и учебно-методических материалов, в том числе и в электронном виде. В школьных библиотеках недостаточно художественной литературы,  в то время как растёт спрос не только на национальную, но и на мировую классическую литературу.  В некоторых школах не хватает современного учебного оборудования, как программное обеспечение, электронные и мультимедийные средства обучения и наглядные пособия, особенно по изучению таких предметов, как информатика, физика, химия, биология, иностранные языки, а в ряде учебных заведений отсутствуют специально оборудованные кабинеты.    

Всем известно, что знания усвоенные учениками с использованием ИКТ, помогают впоследствии более результативно изучать другие школьные предметы и позволяют им в будущем стать квалифицированными и востребованными специалистами. 

Определенные сложности в школьном образовании имеются и в обеспечении педагогическими кадрами, в особенности в регионах.

В связи с этим, в 2017 году по республике в 15 высших образовательных учреждениях были открыты заочные отделения, где более 5 тысяч педагогов, окончивших колледжи, смогут получить высшее образование.

На основе инновационного и креативного подходов в стране созданы специализированные школы по углубленному изучению точных наук, носящие имена Мухаммада Хорезми и Мирзо Улугбека.

В настоящее время для успешной реализации инновационных методов обучения, современный педагог обязан в совершенстве владеть информационно-коммуникационными знаниями, технологиями и методикой их применения, урок должен планироваться с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и прежде всего, всех видов самостоятельной работы как групповой и индивидуальной. Особое место занимают диалогические и проектно-исследовательские методы, способствующие связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.

Каждая учебная дисциплина имеет определённую систему, однако для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, преподаватель вправе больше внимания уделять креативным темам, фактам, понятиям и интересам учащихся, естественно в рамках предмета. Предмет, в зависимости от способностей учащихся к усвоению определенных тем и задач имеет различный уровень сложности. Зачастую, данный показатель обусловлен возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями учащихся. Результативность урока достигается, если обеспечено полное включение учащихся в познавательную деятельность, где ученики не только получают и анализируют результаты, но и чувствуют положительный эмоциональный настрой на содержание урока и достижение успеха. Роль преподавателя в данном процессе состоит из координации, где наряду со знаниями учитываются  индивидуальные потребности, характер и интересы ученика.

За последние годы в нашей стране проделана широкомасштабная работа по возрождению, изучению и пропаганде национального культурного наследия, в том числе доброго имени наших великих предков. Так, изданы книги, проведены международные научные конференции, посвященные жизни и деятельности гениальных ученых-энциклопедистов Востока. Логическим продолжением этой благородной работы было принятое в 2017 году Постановление Президента Республики Узбекистан «О программе комплексных мер по развитию системы издания и распространения книжной продукции, повышению культуры чтения». Согласно которому, наряду с другими мерами особое внимание направлено на организацию производства электронных учебных устройств, дающих возможность поиска и приобретения необходимой литературы через Интернет, размещение в информационной базе учебников, учебных пособий, учебно-методических, научно-теоретических источников для общеобразовательных школ, академических лицеев, профессиональных колледжей, высших учебных заведений.

Безусловно, проводимые реформы играют важную роль не только в воспитании подрастающего поколения, но и привлекают их к научно-инновационной деятельности, способствуя дальнейшему совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных специалистов, отвечающих мировым стандартам, для ведущих отраслей экономики нашей страны.

 

Гульшана ХУДОЯРОВА,

 депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член фракции УзЛиДеП


Просмотров: 489

Трибуна депутатов

Новости

17.11.2018
Депутаты обсудили исполнение Государственного бюджета за 9 месяцев 2018 года

За девять месяцев 2018 года из выделенных 213,3 млрд. сум средств Государственного бюджета...

17.11.2018
Депутаты обсудили Бюджетное послание на 2019 год

Как отмечалось на заседании, в 2019 году рост валового внутреннего продукта с сохранением его положительной...

15.11.2018
Во фракции обсуждены основные показатели проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год

За отчетный период данные средства не были освоены полностью. В частности, не освоены средства на...

Календарь мероприятий