Заседания фракций

Утверждена Концепция: отношение и признание

Утверждена Концепция: отношение и признание

Проект Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, внесенной для обсуждения в парламент страны в порядке законодательной инициативы Президентом Республики Узбекистан И.А.Каримовым, принята Законодательной палатой Олий Мажлиса. Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса выражают свое отношение к данному важному документу.

Члены фракции O'zLiDeP оценили данный документ как очень важный документ, определяющий стратегию внешней политики страны на несколько десятилетий.

Как известно, на протяжении более 20 лет независимости сформирована всесторонне продуманная стратегия внешней политики Узбекистана, основанная на национальных интересах страны, которая признана мировым сообществом и служит укреплению авторитета государства. Вместе с тем, достижение новых целей во внешнеполитической деятельности Узбекистана, дальнейшее укрепление роли страны в системе современных международных отношений, изменения, происходящие в мировой политике и экономике, требуют дальнейшего совершенствования концептуальных основ внешней политики страны.

В этом смысле следует отметить, что Концепция, прежде всего, подготовлена с учетом развития Узбекистана за 21 год независимости и богатого исторического опыта нашего государства.

Как особо отмечают аналитики, в Концепции внимательно проанализирован и изучен опыт развитых государств по разработке и принятию концептуальных документов в области внешней политики.

Кроме того, в Концепции учтены актуальные вопросы международной политики, специфические особенности геополитических условий вокруг нашей страны, нынешняя ситуация в регионе и на международной арене, а также проблемы обеспечения безопасности и стабильного развития в Центральной Азии. Все вопросы рассматриваются с точки зрения национальных интересов Узбекистана.

Следует отметить, что в Концепции инвентаризированы законы и нормативно-правовые акты, принятые государством международные соглашения, регулирующие внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность страны.

Никому не секрет, что в основе внешней политики Узбекистана присутствует единая цель – дальнейшее укрепление независимости страны, обеспечение национальной безопасности, принятие решений, исходя только из интересов Узбекистана.

В этом смысле принятие данной Концепции служит прочной правовой основой для качественного обновления внешнеполитической деятельности.

Равшан Аскаров, член фракции O’zLiDeP:

- Данный документ отвечает требованиям создания благоприятных внешних условий для дальнейшей реализации задач построения свободного демократического государства, основанного на социально ориентированной рыночной экономике и гражданском обществе, укрепления национальной безопасности, обеспечения стабильного прогресса, сохранения высоких показателей экономического роста.

Содержание и нормы Концепции полностью соответствует Конституции Республики Узбекистан, Закону «О международных договорах Республики Узбекистан», другим нормативно-правовым актам страны, а также основана на Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, общепризнанных нормах и принципах международного права, в частности Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о принципах международного права, Заключительном Хельсинском акте СБСЕ и других соответствующих актах.

Словом, Концепция внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан – это цельная система фундаментальных принципов и стратегических направлений внешней политики страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу, определяющая механизмы реализации целей и задач внешней политики, защиты национальных интересов страны.

Сурайё Одилхужаева, член фракции O’zLiDeP:

- Особо необходимо отметить, что в Концепции дана обстоятельная характеристика международных отношений современного мира. Кроме того в ней акцентируется внимание на наличие опасности расширения видов традиционных и нетрадиционных угроз, сохранения рядом с границей Узбекистана очагов напряженности и кризисных ситуаций, увеличения в близлежащих регионах новых вооруженных конфликтов и столкновений. Следует обратить внимание на то, что продолжающиеся в мире геополитические противоборства, случаи развивающейся «геополитической конкуренции» усиливают остроту и стратегическую неопределенность в мире.

В Концепции подчеркивается необратимый характер и последовательность процесса глобализации, что, с одной стороны, открывает хорошие возможности для развития государств, а с другой стороны, создает различные угрозы в сфере экономики, энергетики, экологии, обеспечения продовольственными продуктами, информационного обмена, гуманитарной безопасности.

Барно Абдуллаева, член фракции O’zLiDeP:

— В Концепции особое внимание уделяется региону Центральной Азии и подчеркивается, что «жизненные интересы Узбекистана связаны с этим регионом». В частности, Центральная Азии в силу своего геополитического расположения и огромных запасов минерально-сырьевых ресурсов стала объектом пристального внимания в мировом масштабе, превратилась в территорию столкновения стратегических интересов крупных государств. Крупные державы пытаются оказать свое влияние на определение модели собственного развития и политического пути стран Центральной Азии, усиливается конкуренция внешних сил, стремящихся достичь лишь своих корыстных целей.

Особо подчеркивается, что до сих пор не решен вопрос рационального использования трансграничных рек региона. Опасный характер приобретают сложные экологические проблемы, связанные с причинением огромного вреда здоровью миллионов людей, проживающих в данном регионе, в частности последствия трагедии высыхания Аральского моря, загрязнение трансграничных водных ресурсов и окружающей среды из-за промышленных отходов крупных предприятий – все это приобретает опасный характер воздействия на благополучие и стабильное развитие Центральной Азии.

Кроме того, серьезное внимание уделяется вопросам отрицательного воздействия на стабильный экономический рост государств Центральной Азии отсутствия выхода к открытым морским бассейнам и заменяющей его системы альтернативных путей, что ограничивает транспортно-коммуникационную инфраструктуру.

Незавершенность процесса делимитации и демаркации государственных границ с соседними странами приводит к осложнению ситуации в Центральной Азии, а также создает определенные проблемы в межгосударственных отношениях, взаимоотношениях хозяйствующих субъектов.

Собир Жабборов, член фракции O’zLiDeP:

- Особо следует отметить, что в Концепции определено, что Узбекистан в отношении своих соседей проводит прагматическую и одновременно открытую политику, основанную на принципах дружбы и хорошего добрососедства. Узбекистан сторонник решения всех актуальных вопросов региона на основе взаимного диалога и взаимных интересов, невмешательства во внутренние дела, в соответствии с нормами международного права. Проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона, без вмешательства внешних сил.

Особое внимание уделено сложным условиям, сохраняющимся в Афганистане. Отмечается, что вывод сил международной коалиции в 2014 году без достижения в данной стране стабилизации ситуации и установления продолжительного мира может привести к непредсказуемым последствиям в регионе.

В Концепции четко определена позиция Узбекистана в отношении соседнего Афганистана. Узбекистан сторонник установления в Афганистане продолжительной стабильности, мира и благополучия. Мы будем развивать отношения с этой страной, опираясь на исторический опыт, традиционную дружбу и хорошие добрососедские связи, соблюдая принцип невмешательства во внутренние дела. Узбекистан строит свои отношения с Афганистаном на двусторонней основе в соответствии с национальными интересами обоих государств и общепризнанными нормами международного права, уважая избранный афганским народом путь для своей страны.

Бахтиёр Якубов, руководитель фракции O’zLiDeP:

— В Концепции закреплены основные принципы внешней политики Узбекистана, в частности особое внимание уделено:

— сохранению мира и безопасности во всем мире, преданности соблюдению общепризнанных международных норм и принципов;

— открытости для сотрудничества независимо от идеологических взглядов;

— равноправию и взаимным интересам, государственному суверенитету, территориальной целостности, неприкосновенности границ, невмешательству во внутренние дела, решению споров мирным путем, без применения силы или угрозы применения силы.

Как известно, Узбекистан сторонник реализации прагматической, рациональной и целесообразной внешней политики, останется преданным принципам соответствия целей и задач внешней политики долгосрочным интересам государства, его ресурсам и потенциалу.

В Концепции закреплена принципиальная норма: Республика Узбекистан, исходя из обеспечения высших интересов государства, народа, его благополучия и безопасности, с соблюдением приоритетных направлений модернизации страны, действующего национального законодательства и принятых международных обязательств, сохраняет за собой право заключения союзов, вступления в содружества и другие межгосударственные структуры, а также выхода из них.

Узбекистан проводит миролюбивую политику и не участвует в военно-политических блоках, в случае, когда любая межгосударственная структура превращается в военно-политический блок, сохраняет за собой право выхода из него.

Узбекистан принимает соответствующие меры для предотвращения ввязывания в вооруженные конфликты и противоречия. В Концепции особо отмечается, что Узбекистан не допускает размещения на своей территории военных баз и объектов зарубежных государств. Единственная цель формирования Вооруженных Сил страны – защита государственного суверенитета и территориальной целостности, мира и безопасности населения. Вооруженные Силы Республики Узбекистан не участвуют в миротворческих акциях за рубежом.

Фахриддин Солиев, член фракции O’zLiDeP:

— Принятие Закона «Об утверждении Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан» служит дальнейшему укреплению нашей независимости, укреплению роли нашей страны в качестве полноправного субъекта международных отношений, занятию достойного места в ряду развитых демократических государств, созданию вокруг Узбекистана пространства безопасности и стабильности.

Это означает не только осознание нашей свободы, но и право построения своей жизни, исходя из национальных интересов. Никакая интеграция не может быть нам навязана, если она ограничивает нашу свободу, независимость и территориальную целостность страны или окутана определенными идеологическими обязательствами.

Говоря об интеграции, мы исходим из наличия различных механизмов и форм столкновения интересов. Это определяется различными стартовыми условиями стран, стремящихся к сотрудничеству и партнерству. Узбекистан одновременно участвует в глобальных и региональных интеграционных процессах и действует на основе единственного принципа: сближение с одним государством не означает отдаление от другого. Мы против того, чтобы осуществлялось за счет ослабления партнерских связей с другими. Поэтому интеграция Узбекистана в мировое сообщество – это многовекторный процесс.

В Концепции уделяется приоритетное внимание вопросам привлечения прямых иностранных инвестиций для осуществления проектов по модернизации ведущих базовых отраслей экономики, техническому и технологическому перевооружению производства, укреплению международного статуса страны как политического и торгово-экономического партнера и другим, которые созвучны программным целям O’zLiDeP.


Просмотров: 17458

Трибуна депутатов

Новости

21.01.2020
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

21 января 2020 года в городе Ташкенте состоялось совместное заседание Законодательной палаты и Сената...

21.01.2020
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса

Прежде всего, выборы наглядно продемонстрировали растущие правосознание и политическую культуру нашего...

20.01.2020
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

20 января 2020 года в городе Ташкенте состоялось первое организационное заседание Законодательной...

Календарь мероприятий