Заседания фракций

Фракция ДП «Миллий тикланиш»: теперь членов правительства будет утверждать парламент

Фракция ДП «Миллий тикланиш»: теперь членов правительства будет утверждать парламент

23 января 2019 года Фракцией демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» исходя из задач, определенных в Послании Президента страны Шавката Мирзиёева Олий Мажлису проведено заседание фракции по совершенствованию деятельности парламента в деле принятия важных решений и контроля за исполнением законов.

Как отмечалось, Президент Республики Узбекистан в Послании акцентировал внимание на повышении роли парламента в политической и социальной жизни страны, особенно усиление института парламентского контроля. В этом направлении в целях повышения подотчетности правительства перед парламентом и обеспечения действенности парламентского контроля отныне определено непосредственное участие парламента при формировании правительства. В частности, отмечалось, что члены Кабинета Министров – до назначения Президентом министров кандидат в министры должен доказать депутатам, что он достоин на эту должность.

Кроме того, подчеркивалась необходимость налаживания ежеквартальной системы отчетности Правительства перед парламентом в вопросе практического претворения в жизнь намеченного в Послании каждого мероприятия.

По утверждению членов фракции, опыт более 50 стран мира показывает 3 вида подхода к участию парламента в формировании Правительства. Первый, согласование с парламентом кандидатуры члена правительства, внесенной главой государства или правительства (одобрение или выражение вотума недоверия) (США, Франция, Ирландия, Италия, Босния и Герцеговина, Румыния, Казахстан, Египет, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Молдова, Польша, Филиппины, Хорватия, Эстония и другие), второй, назначение (утверждение) кандидатуры члена правительства, внесенной главой государства или правительства (Бельгия, Швеция, Израиль, Китай, Грузия, Словения, Болгария, Македония, Чехия, Кыргызстан и другие, в Таджикистане парламент утверждает указ Президента о назначении члена правительства), а также третий, формирование правительства из непосредственного состава членов парламента (Великобритания, Япония, Сингапур, Австралия, Новозеландия, Малайзия и другие). Последний принцип присущ парламентским республикам.

Вместе с тем, члены фракции, учитывая опыт в вопросе назначения парламентом членов Правительства развитых демократических стран, имеющих схожую с Республикой Узбекистан политическую и правовую систему, одобрили осуществление утверждения члена Правительства Президентом Республики Узбекистан по предложению Премьер-министра после одобрения Законодательной палатой Олий Мажлисе. Наряду с тем, было предложено рассмотрение кандидатуры члена Правительства в соответствующем комитете нижней палаты, и затем ее одобрение на пленарном заседании Законодательной палаты. Также представление кандидатом в члены Кабинета Министров правовых, социальных, экономических, организационно-технических мер, направленных на достижение целевых показателей, взаимосвязанных с Программой действий Кабинета Министров, плана действий, предусматривающих перспективные задачи на ближайшую, среднюю и долгосрочную перспективу. В случае отклонения Законодательной палатой кандидатуры члена правительства предлагается установить норму – представление Премьер-министром другую кандидатуру для повторного рассмотрения.

Президент страны отметил необходимость внедрения подобной системы также на местах, то есть в местных Кенгашах народных депутатов. Кроме того, в Государственной программе предусмотрено внедрение системы одобрения в соответствующих Кенгашах народных депутатов кандидатур руководителей областных, районных и городских государственных органов.

Следует отметить, что Президент нашей Республики в Послании предложил отменить порядок осуществления деятельности хокима в качестве председателя Кенгаша народных депутатов. Как отмечалось на заседании, это также является важным шагом. Это обстоятельство на протяжении многих лет являлось предметом споров и дискуссий. Многие правоведы, эксперты, представители сферы считали неэффективным смешение двух властей. Установление такой системы послужит повышению роли представительных органов на местах, эффективной работе системы сдержек и противовесов между органами государственной власти.

На основе оживленных дискуссий, высказанных мнений и предложений по данному вопросу принято соответствующее решение фракции.


Просмотров: 305

Трибуна депутатов

Новости

19.02.2019
Законодательно регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей

Избирательный кодекс предусматривается взаимное объединение 5 действующих законов. Это создаст условия...

15.02.2019
Что предусматривается Избирательным кодексом?

15 февраля 2019 года состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса...

15.02.2019
Заслушана информация о деятельности Омбудсмана в 2018 году

В 2018 году в адрес Омбудсмана поступило 10 832 (2017 г. – 9 074) обращения граждан Республики...

Календарь мероприятий