Заседания фракций

Сокращение штрафов будет способствовать предупреждению коррупции

Сокращение штрафов будет способствовать предупреждению коррупции

Рассмотренный на очередном заседании Фракции народно-демократической партии Узбекистана законопроект «О внесении изменений и дополнений в статьи 1981 и 287 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности» был в центре внимания депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса.

На заседании отмечалось что, административный штраф, налагаемый в соответствии со статьей 1981 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (КоАО), является действенной мерой, понуждающей должников в добровольном порядке исполнить требование судебного решения или иного исполнительного документа. Однако, в отдельных случаях, а именно по исполнительным документам, предусматривающим взыскание незначительных сумм, данная мера административной ответственности дает обратный эффект. В частности, в санкции статьи 1981 КоАО, административный штраф предусмотрен для физических лиц – от 5 до 10 МРЗП, для должностных лиц – от 10 до 15 МРЗП.

Из-за высокого уровня размера минимального штрафа, государственные исполнители вынуждены налагать на должников штрафы в размере не менее 5 МРЗП, что, зачастую, в 2-3 раза превышает сумму долга по исполнительному документу. Другими словами, административные наказания несоразмерны содеянному правонарушению и вызывают обоснованное недовольство граждан.

Кроме этого, из-за несоразмерности наказания, взыскание мелких сумм остается проблемным. При этом, согласно статье 78 Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» из денежной суммы, взысканной государственным исполнителем с должника, в первую очередь погашаются наложенные на него штрафы и расходы по совершению исполнительных действий, только оставшаяся после этого сумма может быть направлена на погашение основной суммы долга по исполнительному документу.

В результате, по исполнительным документам о взыскании мелких сумм, зачастую государственные исполнители не налагают на должника-правонарушителя административный штраф, предпочитая взыскать эту сумму в счет погашения основного долга. Нередко, именно по таким категориям исполнительных документов большие размеры штрафа создают условия для коррупционных проявлений.

Определение размера административных штрафов за добровольное неисполнение исполнительного документа на основе суммы долга, гарантирующей неизбежность наказания за такие правонарушения, при этом дает возможность направлять часть взысканных у должника сумм на покрытие самого долга. Это поможет обеспечить законные интересы взыскателей.

Также, члены фракции обратили внимание на предложение о дополнении перечня преступлений в соответствии со статьей 287 КоАО, предусматривающее задержание органами внутренних статьями 474 и 475. Как известно, в текущем году Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности дополнен статьями 474 и 475, предусматривающими административную ответственность лиц (административный арест на 15 суток), уклоняющихся от содержания несовершеннолетних или нетрудоспособных лиц, родителей.

Однако, одновременно с введением указанных правонарушений, в КоАО не предусмотрен механизм привлечения к ответственности лиц за их совершение.

Вместе с этим в статье 287 КоАО приведен перечень статей, предусматривающих административное задержание правонарушителей органами внутренних дел. В санкциях данных статей предусмотрен административный арест. Однако, вновь введенные статьи 474 и 475 в данном перечне отсутствуют.

В связи с чем, было отмечено, что для своевременного и правильного рассмотрения административного дела, а также обеспечения исполнения судебного акта по правонарушениям, указанных в статьях 474 и 475 КоАО, статья 287 КоАО предусматривающий задержание органами внутренних дел перечень правонарушений должен быть дополнен статьями 474 и 475.

Реализация предлагаемых дополнений будет способствовать справедливости, соразмерности и неизбежности мер административной ответственности в отношении лиц, уклоняющихся от добровольного исполнения судебных актов и актов иных органов.


Просмотров: 264

Трибуна депутатов

Новости

15.11.2018
Во фракции обсуждены основные показатели проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год

За отчетный период данные средства не были освоены полностью. В частности, не освоены средства на...

14.11.2018
На заседании фракции обсуждено исполнение Госбюджета

Подчеркивалось, что планируемые на 2019 год расходы государственного бюджета показывают, что расхо...

14.11.2018
На какие цели расходуются средства Государственного бюджета

В отчетный период доходы Государственного бюджета относительно данного периода прошлого года вырос...

Календарь мероприятий