Заседания фракций

Законопроект требует совершенствования

Законопроект требует совершенствования

В Законодательной палате Олий Мажлиса прошло обсуждение проекта Закона, направленного на придание Национальной базе данных законодательства (НБДЗ) (адрес www.lex.uz в Интернете) статуса официального источника опубликования нормативно-правовых актов. Законопроект стал объектом межфракционной полемики и бурных дискуссий.

В Предвыборной платформе Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» в числе приоритетных задач деятельности в сфере информационного обеспечения определено развитие национальных информационных систем и национальных информационных ресурсов, интегрирующих межведомственные и ведомственные комплексы информационных систем.

Данное направление всегда находится в центре внимания партии и ее фракции в Законодательной палате Олий Мажлиса. Тематика развития национального информационного пространства является приоритетной темой обсуждения в ходе организуемых партией многочисленных мероприятий с привлечением экспертов, специалистов информационной сферы, представителей широкой общественности. Члены партии активно включены в экспертную деятельность по дальнейшему совершенствованию законодательства информационной сферы, участие в составе различных групп по подготовке проектов нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в различные сферы общественного и государственного строительства.

Очередное живое обсуждение проекта закона, направленного на развитие национальных информационных систем, повышение правовой культуры граждан, состоялось в рамках проведенного заседания фракции ДП «Миллий тикланиш» в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В ходе данного заседания глубокому анализу и обсуждению был подвергнут разработанный группой депутатов от фракций НДПУ и СДП «Адолат» проект Закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в законы
«О нормативно-правовых актах» и «О Кабинете Министров Республики Узбекистан». Концепция представленного проекта Закона основывается на идее придания Национальной базе данных законодательства (далее – НБДЗ) статуса официального источника опубликования нормативно-правовых актов, что по замыслу инициаторов законопроекта будет способствовать повышению эффективности правоприменения, а также оперативному доступу пользователей к текстам нормативно-правовых актов.

Выступившие в ходе заседания депутаты и члены партии отметили высокую актуальность задач разработки и принятия актов законодательства, четко регламентирующих организационно-правовые механизмы внедрения и функционирования системы широкого доведения до всех слоев общества текстов принимаемых нормативно-правовых актов.

Отмечая предметную направленность проекта Закона, следует отметить ряд моментов несоответствия прогнозируемых результатов от возможного принятия разработанного проекта его заявленным целям.

Как указали отдельные депутаты от фракций НДПУ и СДП «Адолат», проект Закона должен быть, в первую очередь, направлен на реализацию конституционных гарантий недопустимости правоприменения законов и иных нормативно-правовых актов без их надлежащего опубликования (обнародования), четкую защиту граждан от юридических последствий неисполнения нормативно-правовых актов, которые не были доведены до сведения широкой общественности, в соответствии с требованиями законодательства.

Действительно в платформах фракций НДПУ и СДП «Адолат предусмотрены вопросы обеспечения населения доступом к соответствующим сетевым ресурсам для ознакомления с текстами нормативно правовых актов (НДПУ), высокого уровня внедрения информационно-коммуникационных технологий, оказания интерактивных государственных услуг гражданам (Адолат).

Однако, предложенная ими редакция проекта Закона не полностью соответствует их провозглашенным программным целям. В частности, необоснованно продолжительным выбран инициаторами законопроекта срок вступления закона в силу – 12 месяцев. По мнению экспертов, более чем 10-летняя практика реализации проекта создания и функционирования НБДЗ, позволяет определить более короткий срок для вступления данного закона в силу.

Кроме того, редакция проекта Закона допускает опубликование в электронном источнике – НБДЗ текстов актов, даже без их опубликования в печатных изданиях. Таким образом, не ясными остаются перспективы использования электронных версий актов законодательства при разбирательстве дел в судах, возможного доказательства сторонами использования электронной версии нормативно-правовых актов, размещенных в НБДЗ.

В частности, разработчиками не в полной мере принимается во внимание человеческий фактор при введении в НБДЗ принятых нормативно-правовых актов. Существует вероятность возникновения ошибки при введении акта в электронную базу.

Допустим, данная ошибка в последствии будет устранена оператором НБДЗ путем корректировки ранее допущенной ошибки. Однако, безусловно нельзя отрицать тот факт, что кто-либо из пользователей НБДЗ может прочесть ту самую версию нормативно-правового акта в НБДЗ до ее корректировки и действовать, исходя из именно просмотренной им данной нормы. После устранения ошибки в НБДЗ ее оператором, вполне возможно, что указанный пользователь может и не быть осведомленным о последующей поправке. Тогда, например, в случае разбирательства дела в суде с участием пользователя в качестве стороны дела касательно его действий, суд будет опираться на редакцию нормативно-правового акта после его корректировки.

Напрашивается вопрос: каким образом пользователь, добросовестно действовавший на основе версии акта до его корректировки, будет доказывать правильность своих действий, ведь в НБДЗ ошибочной версии акта уже не будет? Признать его неправоту будет несправедливо, так как пользователь основывался на официальном источнике нормативно-правового акта. В случае публикации актов законодательства в печатных изданиях данная проблема отсутствует, поскольку лицом может быть в качестве доказательства предъявлено конкретное издание, имеющееся у него на руках.

С учетом высказанных замечаний и предложений, депутаты фракции
ДП «Миллий тикланиш» полностью поддержали идею законопроекта о придании НБДЗ статуса официального источника опубликования нормативно-правовых актов. Вместе с тем, они высказались за:

– включение в текст действующей редакции Закона «О нормативно-правовых актах» нормы, устанавливающей, что нормативно-правовые акты, опубликованные в официальных печатных изданиях, могут быть размещены в официальном электронном источнике опубликования нормативно-правовых актов – НБДЗ;

– сокращение сроков вступления в юридическую силу проекта закона
с 12 до 6 месяцев.

Учитывая важность и актуальность разработанного проекта Закона, решением фракции инициатива его принятия в первом чтении была поддержана, однако, как было отражено в итоговом протоколе, фракция будет добиваться доработки текста представленного законопроекта с учетом высказанных замечаний и предложений.

И.Абдуллаев,

Председатель Комитета по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции ДП «Миллий тикланиш»


Просмотров: 8462

Трибуна депутатов

Новости

18.10.2019
Депутаты приняли решение направить парламентский запрос Премьер-министру

На заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса, проведенном 18 октября 2019 года, наряду с обсуждением...

18.10.2019
Законодательная палата заслушает информацию трех министров

На заседании нижней палаты парламента 18 октября этого года представители народа также приняли решение...

18.10.2019
Перепись населения будет осуществляться в соответствии с законом

На сегодняшний день в стране отсутствует правовая основа по определению принципов и организационных...

Календарь мероприятий