Заседания фракций

Логическое продолжение правового обеспечения либерализации и демократизации страны

Логическое продолжение правового обеспечения либерализации и демократизации страны

29 декабря 2015 года Исламом Каримовым подписан Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (№ ЗРУ-396) принятого Законодательной палатой 27 ноября 2015 года и одобренного Сенатом 4 декабря 2015 года. Данный нормативный акт стал логическим продолжением правового обеспечения «узбекской модели» реформ, либерализации и демократизации всех сфер жизни, последовательном продвижении от сильного государства к сильному гражданскому обществу, совершенствования условий для активного влияния граждан на формирование органов исполнительной власти в центре и на местах, эффективного общественного и депутатского контроля за их деятельностью.

Х.Расулов, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Как приверженцы либеральной идеологии в УзЛиДеП считают, что выборы наряду с формированием органов представительной власти являются также важным институтом современной демократии, выражением волеизъявления народа, основной формой его участия в государственном управлении. Отметим, что избирательное законодательство Узбекистана прошло эволюционный путь развития. В Конституции страны зафиксированы основополагающие права и свободы человека, принципы народовластия, выборности представительных органов власти всех уровней.

В Основном Законе закреплено, что Президент является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан. На основе Конституции в республике последовательно развивалось принципиально новое избирательное законодательство, включившее в себя законы «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан» и другие. Важно отметить, что все они прошли успешное испытание временем.

С учетом собственного опыта проведения демократических выборов продолжается планомерная масштабная работа по дальнейшему совершенствованию избирательного законодательства. Именно с этой точки в УзЛиДеП рассматриваются подписание 29 декабря 2015 года Исламом Каримовым Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», который внес ряд дополнений и изменений в Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан».

Мы в УзЛиДеП как активные и деятельные участники политических процессов в нашей стране подчеркиваем то, что на прошедших выборах Центральная избирательная комиссия провела огромную работу по подготовке и проведению выборов на самом высоком организационно-правовом и материально-техническом уровне, в полном соответствии с закрепленными в национальном избирательном законодательстве демократическими принципами гласности, открытости и справедливости.

Избирательная кампания пошла на высоком демократическом уровне, были обеспечены необходимые условия для эффективной работы окружных и участковых избирательных комиссий, во всей полноте удалось реализовать избирательные права участников выборного процесса: политических партий, выдвинутых ими кандидатов в Президенты и непосредственно самих избирателей.

В то же время, потребовалась законодательное совершенствование такой процедуры как досрочное голосование. В этой связи, в отмеченном выше Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» указывается, что избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, имеет право на досрочное голосование. Само досрочное голосование начинается за десять дней до выборов и заканчивается за день до выборов. При этом время проведения досрочного голосования определяется окружной избирательной комиссией и доводится до сведения избирателей, наблюдателей, представителей средств массовой информации.

Для осуществления досрочного голосования избиратель на основании заявления с указанием причины отсутствия в день выборов (отпуск, командировка, выезд за границу и т.п.) получает у участковой избирательной комиссии по месту своего жительства избирательный лист. В присутствии не менее двух членов участковой избирательной комиссии избиратель расписывается в получении избирательного листа в списке избирателей.

Выделим, что избирательный лист заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования. Далее избиратель принимает решение и оставляет заполненный избирательный лист в закрытом конверте в участковой избирательной комиссии. Важно то, что в месте склеивания конверта ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые подтверждаются печатью комиссии и подписью избирателя.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия по их просьбе поручает членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.

Также указанным Законом Центральная избирательная комиссия на основании поступивших к ней протоколов окружных избирательных комиссий определяет: общее число избирателей по республике; число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата; число бюллетеней, признанных недействительными.

Мы в УзЛиДеП уверены, что вступление в силу нового Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» стали важным этапом в либерализации и демократизации избирательной системы, последовательном продвижении от сильного государства к сильному гражданскому обществу, продолжая совершенствовать условия для активного влияния граждан на формирование органов исполнительной власти в центре и на местах, эффективного общественного контроля за их деятельностью.

* * *

Р.Каримов, член фракции УзЛиДеП в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан

В Узбекистане избирательная кампания представляет собой системный процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов. Среди них, уверены в УзЛиДеП, решающую роль играет предвыборная агитация, которой во всех демократических государствах придается особое значение. Организация демократических выборов в нашей стране основана на том, что тайным является только голосование, все остальные процессы проходят открыто, гласно и транспарентно.

На сегодня, согласно законодательству, кандидатам в Президенты, политическим партиям предоставляется равное право использовать средства массовой информации при проведении предвыборной агитации. В этих целях кандидатам в Президенты для выступлений с программами своей будущей деятельности предоставлены по 900 минут эфирного времени на каналах Национальной телерадиокомпании «Узбекистон» и «Ёшлар» и одинаковая печатная площадь – по 10 полос в газетах «Халк сузи», «Народное слово» и «Правда Востока». В каждом из регионов эти цифры составляют, соответственно, по 180 минут и 5 полос. Кандидаты в Президенты имеют равные права по проведению встреч с избирателями.

В таких условиях возрастает важность четкой правовой регламентации вопросов предвыборной агитации. Поэтому, подписанный 29 декабря 2015 года Президентом страны Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», стал логическим шагом по пути совершенствования избирательного законодательства. Так, в Закон Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан» определение предвыборной агитации изложена в следующей редакции – это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата в Президенты Республики Узбекистан. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан Центральной избирательной комиссией. То есть, политические партии после регистрации их кандидата сразу активно включаются в предвыборную кампанию.

Предвыборная агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств.

Новым законом подробно расписаны виды, формы и методы проведения предвыборной агитации, проведение предвыборной агитации через средства массовой информации, требования к информации, распространяемой в СМИ, например, ее соответствие действительности, не нарушения прав и законных интересов кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, политических партий. Также в Законе нашли отражения перечень данных, которые обязательно должны содержать печатные, наглядные, аудиовизуальные и другие агитационные материалы, такие как информацию о тираже, дате выпуска и т.д. Указано, что материалы предвыборной агитации, ранее размещенные на зданиях, сооружениях и других местах, снимаются органами государственной власти на местах за день до выборов.

Особое место уделено проведению предвыборной агитации посредством проведения встреч с избирателями, обеспечения равных условий для кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. В частности, выделим то, что органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан обязаны предоставлять бесплатно кандидатам в Президенты оборудованные помещения для проведения встреч с избирателями, оказывать содействие в получении необходимых справочных и информационных материалов.

В УзЛиДеП считают, что вступление в силу нового Закона существенно улучшает правовое обеспечение принципов свободы выбора и волеизъявления, участия граждан в управлении делами государства и общества, став очередным этапом в глубоких преобразованиях в сфере формирования и развития эффективной, демократичной избирательной системы.

Просмотров: 5440

Трибуна депутатов

Новости

14.11.2019
Спикер Законодательной палаты встретился с Послом США Даниэлем Розенблюмом

14 ноября этого года Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Нурдинжон Исмоилов встретился с ...

14.11.2019
Каковы позиции фракций по проекту закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год»?

— Внесенный Кабинетом Министров в парламент проект закона «О Государственном бюджете Республики ...

Календарь мероприятий