Заседания фракций

О новых гранях законотворческой деятельности

О новых гранях законотворческой деятельности

Как известно, Глава государства, выступая на торжественном собрании, посвященном 23-й годовщине Конституции Республики Узбекистан говоря о вопросах связанных с процессом реформирования и демократизации всех сфер жизни особо отметил, что важнейшей задачей Олий Мажлиса, правительства, других субъектов законодательной инициативы является доведение уровня разработки законов до такой степени детализации, чтобы они реально регулировали широкую сферу конкретных отношений, чтобы каждый субъект этих отношений знал, какое место он в них занимает, и руководствовался в своей деятельности требованиями законов.
В связи с этим, в целях практической реализации задач поставленных главой государства перед парламентом страны и другими субъектами права законодательной инициативы направленных не только на безусловное обеспечение исполнения принятых законов, но и механизмов их реализации 25 декабря 2015 года в Законодательной палате состоялась Конференция посвящённая вопросам повышения качества законов и совершенствованию механизмов их реализации, организаторами которой выступили Комитет по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан и Комитет по Законодательству и судебно-правовым вопросам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Участники конференции обсудили широкий спектр вопросов связанных с детальной разработкой не только самих законодательных актов, но и доведение их уровня до такой степени детализации, чтобы они реально регулировали широкую сферу конкретных отношений, чтобы каждый субъект права законодательной инициативы знал, какое место он в них занимает, и руководствовался в своей деятельности требованиями законов.

В частности было особо отмечено, что в целях повышения качества законотворческой деятельности Законодательной палатой впервые была проведена инвентаризация законодательных актов на наличие в них, так называемых правовых «пробелов», «неработающих» и «двояки толкующих». Инвентаризация законодательства проведенная с учётом национального и международного опыта правоприменения, позволила выявить сферы общественных отношений не урегулированные законодательством, либо всё ещё остающиеся за пределами правового поля.

Следует сказать о том, что в течение 2015 года ход инвентаризации законодательства не однократно обсуждался на заседаниях Кенгаша Законодательной палаты, при этом каждый комитет нижней палаты информировал Кенгаш о проводимой им работе по устранению так называемых «пробелов» в законодательстве. Более того на этих заседаниях было отдельно отмечено и то, что инвентаризация законодательства это теперь неотъемлемая и составная часть деятельности Законодательной палаты.

В этой связи хотел бы отдельно отметить, что я просмотрел учебники по теории права и теории государства и права и оказалось, что в подавляющем большинстве в этих научных изданиях говорится не об инвентаризации законодательства, а о «пробелах» в законодательстве. Не вдаваясь в подробности научного подхода к этому вопросу скажу, что в основном под «пробелом» в законодательстве понимаются «пропуски» в правовом пространстве», «отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования», а также как «отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права». Кстати говоря, именно эту работу и проделала нижняя палата парламента.

Конечно, инвентаризация многогранный процесс и требует больших усилий с тем, чтобы точно определить какие нормы сегодня не работают, сопоставить их с действующей практикой, проанализировать подзаконные акты на предмет их соответствия законам республики, и что немаловажно учитывать при этом международный опыт. В этой связи следует сказать о том, что каждый комитет нижней палаты провёл инвентаризацию не менее чем 20 законов. В целом же инвентаризации подверглись более 300 законодательных актов. Именно поэтому помимо самих депутатов проводивших инвентаризацию к этому процессу были привлечены эксперты комитетов, ученые, специалисты, представители органов государственного управления, и конечно институты гражданского общества. На мой взгляд, трудности проведения инвентаризации в основном заключались в том, что не было заранее разработанных рекомендаций и в целом механизмов того, как нужно организовать и провести инвентаризацию, то есть опыт нарабатывался по ходу осуществления самой инвентаризации. И всё же выражу общее мнение моих коллег о том, что при проведении инвентаризации каждый комитет и в целом Законодательная палата в своей законотворческой деятельности по данному вопросу руководствовались основной стратегической линией которую определил Президент Узбекистана выступая на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 23 января 2015 года.

Президент Узбекистанаговоря, оверховенстве закона и соблюдения законности как одного из важнейших принципов Конституции Республики Узбекистан сказал о том, что важнейшей задачей также является создание эффективной системы прогнозирования и планирования законотворческой деятельности. Это позволяло бы нам не терять наши главные ориентиры и не отрываться от реальной жизни, четко определять, какие законы нам предстоит принять с тем, чтобы обеспечить не только решение конкретных задач в сфере государственного управления, экономического развития, но и последовательное достижение нашей главной цели – создание правового, демократического государства.

Председатели комитетов, депутаты, эксперты, представители субъектов права законодательной инициативы выступая на конференции по данному вопросу выразили мнение о том, что инвентаризация законодательства является одним из компонентом прогнозирования и планирования законодательства.

Между тем, вопросы прогнозирования и планирования законодательства требуют комплексного подхода, говоря о которых, в частности Председатель Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан А.Саидов сказал о том, что в нашей юридической науке ещё не достаточно уделяется внимание вопросам прогнозирования и планирования законодательства. Им же было отмечено и то, что при прогнозирования и планировании законодательства в практическом плане необходимо шире использовать и возможности правовой статистики.

Конференция отметила, что на сегодняшний день в стране принято около 20 нормативно-правовых актов позволяющих донести законы до исполнителей, а также обеспечить их систематизацию. Вместе с тем выступившие по данному вопросу депутаты и представители субъектов права законодательной инициативы отметили, что всё ещё имеются проблемы связанные с отсутствием механизмов и сроков доведения нормативно-правовых актов до исполнителей. Именно в связи с этим участники конференции отметили необходимость разработки законодательного акта направленного на доведения законодательных актов до исполнителей, принятие которого позволит не только усилить ответственность должностных лиц по доведению законодательных актов до исполнителей, но и повысит эффективность системы распространения правовой информации.

В целом, подводя итог изложенному, можно сказать о том, что обсуждённые вопросы вызвали большой интерес у участников мероприятия. Конференция на мой взгляд наряду с тем, что она подвела итоги проведённой инвентаризации, вместе с тем задала импульс продолжению той большой законотворческой деятельности которую проводит Законодательная палата, так как имеющийся опыт инвентаризации национального законодательства необходимо теперь совершенствовать, что в последствии будет способствовать эффективности и жизнестойкости принимаемых законов. 

Шухрат Бафаев, 

Заместитель председателя Комитета по демократическим институтам, 

негосударственным организациям и органам самоуправления граждан.   


Просмотров: 4659

Трибуна депутатов

Новости

14.11.2019
Спикер Законодательной палаты встретился с Послом США Даниэлем Розенблюмом

14 ноября этого года Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Нурдинжон Исмоилов встретился с ...

14.11.2019
Каковы позиции фракций по проекту закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год»?

— Внесенный Кабинетом Министров в парламент проект закона «О Государственном бюджете Республики ...

Календарь мероприятий