Заседания фракций

Конституция – гарант прогресса и развития

Конституция – гарант прогресса и развития

С большим вниманием выслушал выступление Президента нашей страны на торжественном собрании, посвященном 23-й годовщине Конституции Республики Узбекистан. Уже на следующий день так сказать с карандашом в руках внимательно анализируя само содержание доклада, усмотрел в нем логическую последовательность выступления, основные акценты на которые обращает внимание лидер нашей страны в докладе, который весьма условно можно разделить на следующие разделы.

Первый раздел является вводным, в котором Президент Узбекистана говорит о той роли, которую сыграл Основной Закон в деле отказа от командно-административной, распределительной, тоталитарной системы, построенной на коммунистической идеологии, и определивший важнейшие принципы, цели, задачи и нормы нового государства и общества. Здесь же приводятся экономические достижения страны, которые позволили обеспечить финансово-экономическую стабильность нашего государства. Лидер Узбекистана говорит о реализации глубоких качественных структурных преобразованиях в экономике, опережающем развитии частной собственности и предпринимательства и всесторонней защите интересов предпринимателей, формировании новых корпоративных организаций, сокращении доли государства в экономике страны, широком привлечении иностранных инвестиций и создании для этого необходимых правовых условий и преференций.

Второй раздел выступления является, на наш взгляд самым насыщенным по своему содержанию и объёму мнений и предложений высказанных Президентом в адрес прежде всего самого Олий Мажлиса.

Данный раздел выступления полностью охватывает вопросы, связанные с процессом реформирования и демократизации всех сфер жизни нашей страны. В этом контексте Президент Узбекистана акцентирует внимание Олий Мажлиса на следующих основных вопросах:

- состояние реализации в Узбекистане принципа верховенства закона и законности в целом;

- при принятии законодательных актов не следует ограничиваться лишь определением их общих принципов и механизмов;

- задача Олий Мажлиса, правительства, других субъектов законодательной инициативы является доведение уровня разработки законов до такой степени детализации, чтобы они реально регулировали широкую сферу конкретных отношений, чтобы каждый субъект этих отношений знал, какое место он в них занимает, и руководствовался в своей деятельности требованиями законов;

- необходимо повысить ответственность всех структур, и прежде всего должностных лиц, за своевременное доведение принимаемых законов до исполнителей, обеспечение действенного контроля за их выполнением. При этом для каждого конкретного факта невыполнения закона должны быть предусмотрены конкретные виды наказаний, меры правового реагирования;

- принятие и реализация специального законодательного акта, четко регламентирующего порядок доведения принятых нормативно-правовых актов до исполнителей, и, что особенно важно, широкое информирование населения о целях и содержании принимаемых законов;

- создание эффективной системы прогнозирования и планирования законотворческой деятельности;

- принятие законов «О парламентском контроле» и «Об общественном контроле».

Анализируя данный раздел, вспоминаешь 8 приоритетных задач которые озвучил Президент Узбекистана на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан страны 23 января 2015 года. Приведем некоторые из них.

Так, глава нашего государства говоря о том, что Олий Мажлис уделяет недостаточно внимания законоприменению, правоприменительной практике, в связи с этим отметил, что актуальной задачей сегодня должно стать закрепление в законах, регулирующих законодательную деятельность палат Олий Мажлиса, таких нормативно-правовых механизмов, которые бы предусматривали обязательное изучение процессов доведения законов до исполнителей, а также эффективности правоприменения. Что касается широкого информирования населения о целях и содержании принимаемых законов, то Президент приоритетной задачей отметил необходимость больше привлекать к этому процессу институты гражданского общества.

В целом, по предложениям адресованным Президентом страны Олий Мажлису как мне думается можно было бы, Законодательной палате с участием фракций политических партий, ИМДЗ, НЦПЧ, АГУ при Президенте Республики Узбекистан, ученых-юристов организовать расширенный «круглый стол» с тем чтобы разработать комплекс предложений и выработать единые критерии подхода к таким вопросам, как например создание эффективной системы прогнозирования и планирования законотворческой деятельности. В этом вопросе важно на наш взгляд и выявить основные индикаторы, позволяющие Олий Мажлису оценить эффективность закона и возможно спрогнозировать его дальнейшую судьбу.

Президент завершает эту часть своего выступления таким важным и пронизывающим всю суть нашей Конституции посылом о том, что закон является источником и критерием справедливости. В этом смысле, не только депутаты Законодательной палаты, но и депутаты местных органов представительной власти должны четко осознавать, что при принятии законов и решений затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан они не просто должны, а обязаны руководствоваться в своей деятельности принципом справедливости, являющимся, по сути фундаментальным и неотъемлемым правом человека.

В выступлении Президента нашей страны особенно впечатляющими оказались и приведенные в докладе результаты проведённого Американским институтом общественного мнения – Институтом Гэллапа социологического опроса на тему: «Индекс законопорядка». Так вот по результатам опроса Узбекистан по данному индексу занял 2-е место среди 141страны. Это говорит о том, наша страна сегодня является одной из безопасных стран в мире. Между тем, это результат не одного года работы. С первых лет независимости в Узбекистане проводилась широкомасштабная и последовательная работа направленная на обеспечение общественно-политической стабильности и межнационального согласия. От себя отмечу, что результаты социологического опроса безусловно, окажут положительное воздействие на международный имидж Узбекистана. В частности, это скажется на увеличении притока иностранного капитала в нашу страну. Бизнес и деньги работают там, где стабильная обстановка. Кстати говоря, проведённый в Ташкенте 5-6 ноября нынешнего года Международный инвестиционный форум явное тому свидетельство. Более того, реализация в Узбекистане принципа перехода «от сильного государства к сильному гражданскому обществу» возможна только в условиях стабильности, то есть безопасность является главным гарантом развития гражданского общества.

Вместе с тем,Президент Узбекистана в целом позитивно отзываясь о деятельности правоохранительных органов в вопросах обеспечения безопасности наших граждан, в тоже время подвергает критике деятельность сотрудников правоохранительных органов не соблюдение норм законов которыми в некоторых случаях приводит к нарушению принципа социальной справедливости, что вызывает нарекания граждан.

Анализируя выступление Президента Узбекистана по данному вопросу, следует обратить внимание на его озабоченность. В частности он отмечает: «нам предстоит еще многое сделать для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов четко осознали: их главной задачей, прежде всего, является защита прав и интересов граждан, обеспечение верховенства закона, безусловное соблюдение требований актов и норм законодательства». Аналогично этому: «нельзя также считать нормальным положение, когда до настоящего времени нет закона, регулирующего деятельность органов внутренних дел и органов правопорядка. Необходимо уточнить и внести поправки в их статус, формы и методы их работы, в первую очередь по обеспечению верховенства закона, надежной защиты прав и свобод граждан». Именно поэтому Президент поручил Сенату Олий Мажлиса в короткие сроки рассмотреть вопросы по усилению контроля и законности деятельности прокуратуры. В целом нисколько не принижая роль органов прокуратуры в деле осуществления ею конституционных функций по надзору за точным и единообразным исполнением законов в нашей стране и полностью доверяя этому институту правопорядка как мощному инструменту государства, направленного прежде всего, на обеспечение защиты прав и свобод граждан, все же отмечу, что усиление контроля за её деятельностью можно было бы, установить уже на стадии подбора кадров. К примеру, прием на работу в органы прокуратуры можно организовать на конкурсной основе и привлечь к этому процессу представителей институтов гражданского общества. На мой взгляд это и есть один из элементов общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Этот же механизм можно было бы использовать и при аттестации работников прокуратуры и других силовых структур. Такая деятельность позволит обеспечить прозрачность в подборе кадров, что усилит с одной стороны степень ответственности работников прокуратуры перед обществом, а с другой доверительное отношение граждан к органам прокуратуры и другим правоохранительным структурам в целом.

Как известно сильная социальная политика является краеугольным камнем «узбекской модели» развития. На всех этапах продвижения страны к демократическому государству и сильному гражданскому обществу в нашей стране принимались и принимаются меры по защите социально уязвимых слоёв общества. Для этого разрабатываются комплексные государственные и региональные программы, принимаются законодательные акты, защищающие права и свободы наших граждан. Поэтому политику нашего государства, где во главе её стоит человек и его повседневные заботы можно назвать политику с человеческим лицом. В этом смысле Узбекистан является социальным государством.

Именно поэтому в третьем разделе Президент следуя уже сложившейся в нашей стране доброй традиции подвёл итоги 2015 года посвященного реализации государственной программы «Год внимания и заботы о старшем поколении».

Президент ещё раз напомнил всем нам о том, что основная цель такого решения заключалась в осуществлении широкого комплекса мер по дальнейшему повышению уровня и качества жизни пожилых людей, увеличению масштабов их материальной и моральной поддержки, совершенствованию их социального, пенсионного и медицинского обслуживания, укреплению роли старшего поколения в семье и обществе.

В частности, лидер Узбекистана отметил, что в целях материальной поддержки людей преклонного возраста только в нынешнем году размер пенсий 2 миллионов 750 тысяч ветеранов был увеличен более чем на 20 процентов, а за счет Государственного бюджета им своевременно были выплачены пенсии в общей сложности на 12 триллионов 888 миллиардов сумов. Эти суммы исчисляемые в триллионах и миллиардах направленные на поддержку граждан пожилого возраста говорят о том, что наша страна какими бы не были трудности, всегда выполняла свои социальные обязательства перед гражданами своей страны. И в подтверждение тому, Президент предложив 2016 год объявить «Годом здоровой матери и ребенка» полностью посвятил вопросам совершенствования законодательства, касающегося охраны семьи, материнства и детства, возведению в сельской местности современных жилых домов по типовым проектам, объектов социальной инфраструктуры, улучшению обеспечения сельчан питьевой водой, природным газом, повышению качества услуг и сервиса. Однако Президент не ограничился лишь теми надлежащими условиями которые должны быть созданы для матери и ребенка. Здесь он вновь обращается к тематике молодежи и в частности отмечает, что «в центре нашего внимания также должны находиться дальнейшее расширение работы по выделению льготных кредитов молодежи, стремящейся наладить собственное дело, предоставлению молодым семьям ипотечных кредитов для покупки и строительства жилья, потребительских кредитов для приобретения товаров длительного пользования». В этом плане в целях улучшения социально-бытовых условий молодёжи, и прежде всего создания комфортных жилищных условий следовало бы, на наш взгляд, разработать и принять закон Республики Узбекистан «Об ипотечном кредитовании молодых семей». С учетом сегодняшних реалий и тех задач, которые поставил Президент страны пересмотреть и принять в новой редакции принятый в 1991 году Закон «Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан», а также приступить и к разработке проекта закона Республики Узбекистан «О детском омбудсмане».

Как можно убедиться каждый раздел выступления Президента Республики Узбекистан И.Каримова это комплекс инициатив, по которым можно создать целые программы и наметить задачи по их реализации.

Подводя же итог изложенному, можно сказать, что именно Конституция Узбекистана является основным гарантом прогресса и общественного развития. Конституция это живой социальный организм, в ткань которого вкроены нормы пропитанные принципами равенства, свободы и справедливости.

Шухрат Бафаев, 

Заместитель председателя Комитета по демократическим институтам,

 негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты. 


Просмотров: 9195

Трибуна депутатов

Новости

18.11.2019
Повыситься ли размер пособия по безработице?

18 ноября 2019 года проведены межфракционные дебаты по подготовленному Комитетом по труду и социальным...

18.11.2019
Государственный бюджет: удовлетворены ли депутаты его исполнением за 9 месяцев?

18 ноября 2019 года в комитетах Законодательной палаты Олий Мажлиса состоялись очередные заседания....

16.11.2019
Как прошло обсуждение Госбюджета на 2020 год?

В эти дни этот вопрос весьма актуален. Ведь чуть больше месяца остается до конца текущего года. ...

Календарь мероприятий