Заседания комитетов и комиссий

Сегодняшнее состояние правового образования и воспитания

Сегодняшнее состояние правового образования и воспитания

13 сентября 2018 года прошло расширенное слушание Комитета по демократическим институтам негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса.

В мероприятии приняли участие депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, ответственные сотрудники министерств Народного образования, Высшего и средне-специального образования, Внутренних дел, Юстиции, Иностранных дел, Обороны, Здравоохранения, представители Генеральной прокуратуры, Государственного таможенного, Государственного налогового комитетов, Академии государственного управления, Ташкентского государственного юридического университета, группа экспертов и корреспонденты средств массовой информации.

На мероприятии заслушана информация министра Народного образования Республики Узбекистан о состоянии правового образования и воспитания в образовательных учреждениях.


Как отмечалось на слушание, в разработанной по инициативе Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, наряду с подготовкой юридических кадров в стране обозначены приоритетные задачи по повышению качества правового образования и воспитания во всех образовательных учреждениях.

В настоящее время проводятся определенные работы по полноценному выполнению данных задач. Однако, как подчеркивалось на слушание, ныне имеются пробелы и проблемы в средних школах по преподаванию важных предметов как конституция, право.

В частности, в 1- 4-м классах курс «Азбука Конституции» изучается не как отдельный предмет, а как в составе предметов «Чтение», «Окружающий нас мир», «Природоведение», «Уроки бережливости» и  воспитательных часов. Что касается курса «Путешествие в мир Конституции» в 5-6-м классах занятия проводятся за счет выделенных часов для предметов «Чувство Родины», «Идея национальной независимости и основы духовности». По учебным предметам «Основы Конституционного права» в 9-м классе, а также «Основы государства и права» в 8-, 10- и 11-классах проводятся учебные занятия всего лишь один час в неделю.

Несмотря на то, что предметы, дающие правовые знания входят в требования обязательных навыков, которыми должен овладевать ученик, в средних школах ученики не сдают экзамены по этим предметам.

Ученики 8-класса общеобразовательной школы при переходе с класса в класс могут сдать экзамен по предмету «Основы государства и права» только в том случае если выберут его одним из трех обязательных предметов. Естественно, исходя из того, что предметы, дающие правовые знания в определенном смысле считаются сложными и усвояемость их относительно трудная, становится ясно, что ученики 8-класса не будут сдавать экзамены по этим предметам.

По мнению депутатов, потенциал кадров по преподаванию правовых предметов не на должном уровне. В существующих общеобразовательных школ Республики из 9 тыс. 255 преподавателей по предмету «Основы государства и права» всего 88 (0,95 процента) имеют специальность «Юриспруденция», 3 тыс. 931 (42,5 процента) преподаватель – специальность «Национальная идея и право». Остальные являются специалистами родного языка и литературы, истории и архивариуса, политолога.


На организованном в форме дискуссии и ответов на вопросы мероприятии тщательно обсужден вопрос поднятия на качественно высокий уровень преподавания правовых предметов и качественной подготовке кадров не только в системе народного образования, и в системе высшего и средне-специального образования. Заслушаны предложения и рекомендации специалистов и экспертов в этой сфере. В том числе, в целях всестороннего повышения уровня качественного преподавания предметов дающих правовые знания отмечалось необходимость определения Ташкентского государственного юридического университета непосредственно как базовое высшее учебное заведение, в составе университета организовать подготовку педагогических кадров по специальностям юриспруденция и юридическое образование.

Кроме того, констатировалась необходимость предупреждение захватывающих практических мер, направленных повышению знаний и педагогических навыков учителей данного предмета, коренного повышения качества учебников соответствующих требованием времени, предотвращения повторения правовых учебников и пособий, в процессе учебы данных предметов, а также избегать употребления сложных технологий. Это, по мнению участников, имеет важное значение создания эффективной сотруднической атмосферы среди авторов правовых учебников для солидарности итога.

На  слушании были разработаны рекомендации по преподаванию правового образования и воспитания в образовательных учреждениях, в целом, по коренному улучшению состояния обеспечения исполнения приоритетных задач, определенных руководителем страны в сфере правового образования.

По итогам мероприятия принято соответствующее решение Комитета. 

Просмотров: 276

Трибуна депутатов

Новости

17.11.2018
Депутаты обсудили исполнение Государственного бюджета за 9 месяцев 2018 года

За девять месяцев 2018 года из выделенных 213,3 млрд. сум средств Государственного бюджета...

17.11.2018
Депутаты обсудили Бюджетное послание на 2019 год

Как отмечалось на заседании, в 2019 году рост валового внутреннего продукта с сохранением его положительной...

15.11.2018
Во фракции обсуждены основные показатели проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год

За отчетный период данные средства не были освоены полностью. В частности, не освоены средства на...

Календарь мероприятий