Заседания Палаты

Каковы позиции фракций по проекту закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год»?

Шухрат ШАРОФУТДИНОВ, член фракции УзЛиДеП:

— Внесенный Кабинетом Министров в парламент проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» всесторонне и с критической точки зрения рассмотрен членами фракции УзЛиДеП. Согласно законопроекту, дополнительные финансовые поступления в регионах будут оставаться в их распоряжении. Это сыграет важную роль в решении крупных социальных проблем на местах.

Теперь благодаря внедряемой новой системе будет взят курс на поэтапный отказ от централизованной бюджетной политики. В целях укрепления доходной части местных бюджетов некоторые сборы передаются местным бюджетам. Планируется их перераспределение между регионами исходя из численности их населения.

Еще одна особенность. В новый бюджетный закон бюджетные параметры экономического роста вносятся с учетом тенденций мирового экономического развития и рисков. Проведен их четкий расчет.

Кроме того, в законопроекте предусмотрены меры по осуществлению политики дальнейшего сокращения налоговой нагрузки, стимулирования стабильного роста экономики, развития социальной сферы, повышения доходов населения, его покупательской способности и одновременного с этим обеспечения адресной поддержки малообеспеченных семей.

Принятие закона будет способствовать в перспективе повышению эффективности проводимых в стране реформ, поддержке интересов народа, в частности, увеличению доходов электората УзЛиДеП — предпринимателей, внедрению ряда послаблений при совершенствовании налоговой системы.

Алишер КОДИРОВ, руководитель фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш»:

— Фракция партии считает, что внедряемая впервые в истории парламента практика играет важную роль в развитии страны. Мы поддерживаем принятие Госбюджета на 2020 год в виде закона, а также периодичность нового бюджета. Наряду с тем, что это даст возможность для планирования на основе бюджета проектов и программ, будет создан ряд удобств для инвесторов и налогоплательщиков.

Повышение роли Олий Мажлиса в бюджетном процессе, безусловно, даст свой положительный эффект в проведении экономических реформ в стране, повышению их эффективности.

Благодаря реформам резко изменилось число налогоплательщиков по сравнению с началом года, что свидетельствует о правильном курсе преобразований. К примеру, количества плательщиков налога на добавленную стоимость увеличилось на 75,3 тысячи, налога на прибыль — на 41,3 тысячи, налога на имущество — на 55,7 тысячи, земельного налога —  на 61,8 тысячи. Только объем налога на прибыль с физических лиц вырос с 4,9 триллиона сумов в 2017 году до 12,7 триллиона сумов в 2019 году. В том числе 1 триллион сумов сформирован за счет легализации рабочей силы.

Вместе с тем у нас есть некоторые предложения. Безусловно, налогоплательщики верят в реформы. Свидетельством тому служат указанные выше показатели. Однако некоторые предприниматели обращаются к нам о том, что по отношению к ним применяются меры наказания за совершенные в 2016—2017 годы ошибки. Президент не раз отмечал, что раньше было много факторов, которые препятствовали прозрачной работе предпринимателей. По этой причине может в то время они были вынуждены совершить эти ошибки. В этой связи в целях дальнейшего динамичного развития реформ, считаем, целесообразным объявить с начала 2019 года налоговую амнистию для физических лиц и предпринимателей.

Кроме того, в настоящее время показатель уровня инфляции намного выше ожидаемого. Безусловно, на это подействовали осуществляемые меры по либерализации цен и оптимизации себестоимости энергоресурсов. Мы  еще не готовы к резкому повышению цен, но мы должны провести «ремонт» данной отрасли. Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо подумать о внедрении на определенный период системы категорированной себестоимости за энергоресурсы.

В целом наша фракция поддерживает проект закона и Бюджетного послания.

Феруза ЭШМАТОВА, член фракции Народно-демократической партии Узбекистана:

— В этом году Государственный бюджет принимается при непосредственном участии граждан. Это исторический момент в жизни народа, важный фактор, укрепляющий веру в будущее.

Члены нашей фракции акцентировали особое внимание на повышении размеров заработной платы работников бюджетных организаций, пенсий и стипендий не выше уровня инфляции, а также на принятых решениях, направленных на повышение эффективности и стимулирование деятельности работников отдельных сфер — учителей, медицинских работников, работников органов госуправления.

С учетом того, что в Бюджетном послании сохраняется приоритетность принципа социальной поддержки населения, члены фракции поддерживают законопроект.

Наримон УМАРОВ, руководитель фракции Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат»:

— Следует отметить, что проект закона разработан с учетом серьезных изменений в мировой экономике, прогнозной оценки мировой и региональной рыночной конъюктуры, осуществляемых мер по либерализации цен на отдельные виды товаров и услуг. Заслуживает внимания то, что в документе предусмотрены основные прогнозные макроэкономические показатели на 2020-й и последующие два года, параметры доходов и расходов Госбюджета.

По мнению членов фракции, в проекте большое внимание уделено социальной сфере, в частности, здравоохранению. В 2020 году на реформирование сферы и повышение качества оказываемых населению медуслуг планируется направить 14,8 триллиона сумов. К примеру, в проекте основное внимание уделено увеличению объемов выделяемых средств на систему оказания первичной медицинской помощи, скорой и экстренной медпомощи, укрепление здоровья в семьях, охрану материнства и детства, а также закупку оборудования для медучреждений, обеспечение их эффективной эксплуатации.

Вместе с тем наша фракция считает целесообразным резко увеличить объем финансов, выделяемых на обеспечение медучреждений лекарствами, медицинским оборудованием, а также в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах республики, независимо от численности населения, наладить деятельность лечебных заведений.

Мы полностью поддерживаем данный проект закона. Его реализация позволит обеспечить самостоятельность местных Кенгашей народных депутатов в принятии бюджетов, обеспечении рационального использования средств, внесении изменений.

На наш взгляд, это будет способствовать повышению заинтересованности местных хокимиятов развивать территории путем  расширения налогооблагаемой базы и увеличения бюджетных поступлений.

Борий АЛИХАНОВ, руководитель депутатской группы от Экологического движения Узбекистана:

— В проекте Госбюджета на 2020 год на охрану природы предусмотрено выделить 246,7 миллиарда сумов, это по сравнению с параметрами 2019 года больше почти на 15 процентов.

На реализацию Государственным унитарным предприятием «Тоза худуд» в 2017—2021 годах программ по сбору, хранению, захоронению твердых бытовых отходов, а также совершенствование системы их переработки, улучшение водообеспечения, развитие системы канализации, их модернизацию планируется направить определенный объем средств.

Кроме того, депутатская группа от Экодвижения указывает на то, что в проекте бюджета на 2020 год не представлены точные расчеты выделяемых средств на мероприятия по охране окружающей среды, их адресное использование.

В проекте закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» определяется самостоятельность местных Кенгашей в разработке и принятии местных бюджетов. По мнению членов депутатской группы, в целях обеспечения реализации новой практики местным представительным органам власти, хокимиятам, финансовым отделам, налоговым инспекциям следует усилить работу в этом направлении. Важное значение имеет обеспечение исполнения за счет Госбюджета мер по ведению государственного кадастра и учета объектов растительного и животного мира. В проекте Госбюджета на следующий год необходимо представить полный анализ выделяемых бюджетных средств на мероприятия по охране окружающей среды.

Исходя из этого депутатская группа от Экодвижения поддерживает с концептуальной точки зрения в первом чтении проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».    

Просмотров: 1766

Трибуна депутатов

Новости

21.01.2020
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

21 января 2020 года в городе Ташкенте состоялось совместное заседание Законодательной палаты и Сената...

21.01.2020
Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса

Прежде всего, выборы наглядно продемонстрировали растущие правосознание и политическую культуру нашего...

20.01.2020
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ О первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

20 января 2020 года в городе Ташкенте состоялось первое организационное заседание Законодательной...