Заседания Палаты

Каковы позиции фракций по проекту закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год»?

Шухрат ШАРОФУТДИНОВ, член фракции УзЛиДеП:

— Внесенный Кабинетом Министров в парламент проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» всесторонне и с критической точки зрения рассмотрен членами фракции УзЛиДеП. Согласно законопроекту, дополнительные финансовые поступления в регионах будут оставаться в их распоряжении. Это сыграет важную роль в решении крупных социальных проблем на местах.

Теперь благодаря внедряемой новой системе будет взят курс на поэтапный отказ от централизованной бюджетной политики. В целях укрепления доходной части местных бюджетов некоторые сборы передаются местным бюджетам. Планируется их перераспределение между регионами исходя из численности их населения.

Еще одна особенность. В новый бюджетный закон бюджетные параметры экономического роста вносятся с учетом тенденций мирового экономического развития и рисков. Проведен их четкий расчет.

Кроме того, в законопроекте предусмотрены меры по осуществлению политики дальнейшего сокращения налоговой нагрузки, стимулирования стабильного роста экономики, развития социальной сферы, повышения доходов населения, его покупательской способности и одновременного с этим обеспечения адресной поддержки малообеспеченных семей.

Принятие закона будет способствовать в перспективе повышению эффективности проводимых в стране реформ, поддержке интересов народа, в частности, увеличению доходов электората УзЛиДеП — предпринимателей, внедрению ряда послаблений при совершенствовании налоговой системы.

Алишер КОДИРОВ, руководитель фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш»:

— Фракция партии считает, что внедряемая впервые в истории парламента практика играет важную роль в развитии страны. Мы поддерживаем принятие Госбюджета на 2020 год в виде закона, а также периодичность нового бюджета. Наряду с тем, что это даст возможность для планирования на основе бюджета проектов и программ, будет создан ряд удобств для инвесторов и налогоплательщиков.

Повышение роли Олий Мажлиса в бюджетном процессе, безусловно, даст свой положительный эффект в проведении экономических реформ в стране, повышению их эффективности.

Благодаря реформам резко изменилось число налогоплательщиков по сравнению с началом года, что свидетельствует о правильном курсе преобразований. К примеру, количества плательщиков налога на добавленную стоимость увеличилось на 75,3 тысячи, налога на прибыль — на 41,3 тысячи, налога на имущество — на 55,7 тысячи, земельного налога —  на 61,8 тысячи. Только объем налога на прибыль с физических лиц вырос с 4,9 триллиона сумов в 2017 году до 12,7 триллиона сумов в 2019 году. В том числе 1 триллион сумов сформирован за счет легализации рабочей силы.

Вместе с тем у нас есть некоторые предложения. Безусловно, налогоплательщики верят в реформы. Свидетельством тому служат указанные выше показатели. Однако некоторые предприниматели обращаются к нам о том, что по отношению к ним применяются меры наказания за совершенные в 2016—2017 годы ошибки. Президент не раз отмечал, что раньше было много факторов, которые препятствовали прозрачной работе предпринимателей. По этой причине может в то время они были вынуждены совершить эти ошибки. В этой связи в целях дальнейшего динамичного развития реформ, считаем, целесообразным объявить с начала 2019 года налоговую амнистию для физических лиц и предпринимателей.

Кроме того, в настоящее время показатель уровня инфляции намного выше ожидаемого. Безусловно, на это подействовали осуществляемые меры по либерализации цен и оптимизации себестоимости энергоресурсов. Мы  еще не готовы к резкому повышению цен, но мы должны провести «ремонт» данной отрасли. Исходя из этого, на наш взгляд, необходимо подумать о внедрении на определенный период системы категорированной себестоимости за энергоресурсы.

В целом наша фракция поддерживает проект закона и Бюджетного послания.

Феруза ЭШМАТОВА, член фракции Народно-демократической партии Узбекистана:

— В этом году Государственный бюджет принимается при непосредственном участии граждан. Это исторический момент в жизни народа, важный фактор, укрепляющий веру в будущее.

Члены нашей фракции акцентировали особое внимание на повышении размеров заработной платы работников бюджетных организаций, пенсий и стипендий не выше уровня инфляции, а также на принятых решениях, направленных на повышение эффективности и стимулирование деятельности работников отдельных сфер — учителей, медицинских работников, работников органов госуправления.

С учетом того, что в Бюджетном послании сохраняется приоритетность принципа социальной поддержки населения, члены фракции поддерживают законопроект.

Наримон УМАРОВ, руководитель фракции Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат»:

— Следует отметить, что проект закона разработан с учетом серьезных изменений в мировой экономике, прогнозной оценки мировой и региональной рыночной конъюктуры, осуществляемых мер по либерализации цен на отдельные виды товаров и услуг. Заслуживает внимания то, что в документе предусмотрены основные прогнозные макроэкономические показатели на 2020-й и последующие два года, параметры доходов и расходов Госбюджета.

По мнению членов фракции, в проекте большое внимание уделено социальной сфере, в частности, здравоохранению. В 2020 году на реформирование сферы и повышение качества оказываемых населению медуслуг планируется направить 14,8 триллиона сумов. К примеру, в проекте основное внимание уделено увеличению объемов выделяемых средств на систему оказания первичной медицинской помощи, скорой и экстренной медпомощи, укрепление здоровья в семьях, охрану материнства и детства, а также закупку оборудования для медучреждений, обеспечение их эффективной эксплуатации.

Вместе с тем наша фракция считает целесообразным резко увеличить объем финансов, выделяемых на обеспечение медучреждений лекарствами, медицинским оборудованием, а также в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах республики, независимо от численности населения, наладить деятельность лечебных заведений.

Мы полностью поддерживаем данный проект закона. Его реализация позволит обеспечить самостоятельность местных Кенгашей народных депутатов в принятии бюджетов, обеспечении рационального использования средств, внесении изменений.

На наш взгляд, это будет способствовать повышению заинтересованности местных хокимиятов развивать территории путем  расширения налогооблагаемой базы и увеличения бюджетных поступлений.

Борий АЛИХАНОВ, руководитель депутатской группы от Экологического движения Узбекистана:

— В проекте Госбюджета на 2020 год на охрану природы предусмотрено выделить 246,7 миллиарда сумов, это по сравнению с параметрами 2019 года больше почти на 15 процентов.

На реализацию Государственным унитарным предприятием «Тоза худуд» в 2017—2021 годах программ по сбору, хранению, захоронению твердых бытовых отходов, а также совершенствование системы их переработки, улучшение водообеспечения, развитие системы канализации, их модернизацию планируется направить определенный объем средств.

Кроме того, депутатская группа от Экодвижения указывает на то, что в проекте бюджета на 2020 год не представлены точные расчеты выделяемых средств на мероприятия по охране окружающей среды, их адресное использование.

В проекте закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» определяется самостоятельность местных Кенгашей в разработке и принятии местных бюджетов. По мнению членов депутатской группы, в целях обеспечения реализации новой практики местным представительным органам власти, хокимиятам, финансовым отделам, налоговым инспекциям следует усилить работу в этом направлении. Важное значение имеет обеспечение исполнения за счет Госбюджета мер по ведению государственного кадастра и учета объектов растительного и животного мира. В проекте Госбюджета на следующий год необходимо представить полный анализ выделяемых бюджетных средств на мероприятия по охране окружающей среды.

Исходя из этого депутатская группа от Экодвижения поддерживает с концептуальной точки зрения в первом чтении проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».    

Просмотров: 1381

Трибуна депутатов

Новости

11.12.2019
Узбекистан — Япония: обсуждены вопросы дальнейшего развития отношений

Целью данного мероприятия явилось обсуждение вопросов межпарламентского и культурно-гуманитарного...

09.12.2019
Депутаты после долгих обсуждений приняли Налоговый кодекс в новой редакции

На заседании вниманию депутатов был представлен во втором чтении проект закона «О внесении изменений...

09.12.2019
Для специальных экономических зон вводятся послабления при уплате НДС

На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 9 декабря 2019 года во втором чтении...