Заседания Палаты

Что предусматривается Избирательным кодексом?

15 февраля 2019 года состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. В нем рассмотрен ряд законопроектов, направленных на правовое сопровождение реформ, осуществляемых в различных сферах нашей страны.

Оживленно обсуждался первый вопрос повестки дня — проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением ответственности членов правительства перед парламентом».

Подчеркивалось, что данным законопроектом, подготовленным в соответствии с Посланием Президента страны Олий Мажлису 28 декабря 2018 года и Указом от 28 января 2019 года внедряется новый порядок назначения и утверждения членов правительства. В частности, кандидатуры первого заместителя, заместителей Премьер-министра, министров и председателей государственных комитетов утверждаются Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра, внесенному после одобрения кандидатуры Законодательной палатой. Кандидатура члена Правительства рассматривается и одобряется на заседании Законодательной палаты после его предварительного рассмотрения ответственным комитетом, фракциями в Законодательной палате. Кандидат при рассмотрении и одобрении его кандидатуры в Законодательной палате представляет план действий, предусматривающий взаимосвязанные с программой действий Кабинета Министров правовые, экономические, социальные, организационно-технические меры по достижению целевых показателей и задач на перспективу.

В случае отклонения Законодательной палатой кандидатуры члена Правительства, Премьер-министр вносит новую кандидатуру для рассмотрения и одобрения. Член Правительства приступает к выполнению своих обязанностей после его утверждения Президентом Республики Узбекистан.

Вместе с тем, проектом также определяется новый порядок рассмотрения отчета Правительства о ходе реализации государственной программы на соответствующий год, вытекающей из Послания Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису. В соответствии с этим, Премьер-министр вместе с членами правительства ежеквартально представляет в палаты Олий Мажлиса отчет о ходе реализации государственной программы на соответствующий год, вытекающей из Послания Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису.

В ходе обсуждений депутаты особо отметили, что предлагаемые данные изменения и дополнения послужат усилению деятельности Олий Мажлиса в деле принятия важных решений и контроля за исполнением законов, а также повышению ответственности членов правительства перед парламентом.

После этого депутаты приступили к обсуждению очередного вопроса повестки дня — проекта закона «Об утверждении Избирательного кодекса Республики Узбекистан».

Подчеркивалось, что данный проект, внесенный на основе права законодательной инициативы депутатами нижней палаты Олий Мажлиса, разработан с соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий в “Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий”.

Известно, что нынешний год станет годом важного политического процесса в нашей стране — выборов в парламент. В настоящее время избирательное законодательство Республики Узбекистан состоит из 5 законов о выборах, что создает трудности при правоприменении. Кроме того, порядок подготовки и проведения избирательного процесса и большинство процедур регулируются не на уровне закона, а положениями и инструкциями Центральной избирательной комиссии.

В процессе создания подготовленного исходя из этих факторов проекта Избирательного кодекса тщательно изучен практический опыт в этой области более 20 зарубежных государств. В целях организации общественного обсуждения проекта Кодекса палатами Олий Мажлиса совместно с Центральной избирательной комиссией 19 июля 2018 года был утвержден План практических действий («Дорожная карта»). В соответствии с ним, проведена экспертиза проекта со стороны общественности, экспертов, научных кругов, практиков, специалистов и международных организаций. Получены заключения и мнения от таких международных организаций, как БДИПЧ ОБСЕ, Венецианской комиссии, Исполнительного комитета СНГ и др. Поступившие предложения были обсуждены с участием международных экспертов на международной конференции, состоявшейся 16-17 ноября 2018 года в городе Бухаре.

Проектом предлагается утвердить Избирательный кодекс Республики Узбекистан. Данным проектом кодекса, предусматривающим объединение норм 5 действующих законов, устанавливается также ряд новых норм. В частности, исключается институт квотирования депутатских мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения. Упраздняется порядок выдвижения кандидатов в районные (городские) Кенгаши народных депутатов органами самоуправления граждан. Законодательно регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей. Исключается понятие «избирательный лист» посредством внедрения единого документа – избирательного бюллетеня, как для досрочного голосования, так и голосования в день выборов. Вводится порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам организации, проведения и подведения итогов выборов. Предоставляется возможность проставления подписи избирателя в поддержку нескольких кандидатов либо партий в ходе сбора подписей политическими партиями. Избирателям предоставляется возможность ставить один из нескольких знаков в бюллетене. Предусматриваются конкретные действия участковой избирательной комиссии после завершения голосования (подсчет голосов, составление протокола и др.). Также предусматривается образование единого избирательного участка в случае одновременного проведения выборов в Законодательную палату и местные Кенгаши народных депутатов. На законодательном уровне определяется порядок избрания членов Сената, с отменой Положения о порядке избрания членов Сената Олий Мажлиса, ранее утвержденного постановлением ЦИК.

Кроме того, исключается ограничение по участию в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за совершенные преступления,
не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления. Устанавливается окончание процедуры досрочного голосования за 3 дня до выборов. Предусматривается увеличение допустимого количества доверенных лиц кандидатов в депутаты областных Кенгашей народных депутатов с 3 до 5 человек.

По мнению депутатов, принятие Избирательного кодекса создаст ряд удобств в правоприменении, послужит важной правовой базой в проведении выборов на основе принципов законности, демократии и открытости.

После оживленных обсуждений данный проект закона принят в первом чтении.

На заседании также рассмотрены другие вопросы, входящие в компетенцию Законодательной палаты Олий Мажлиса, приняты сооветствующие постановления.

 

Пресс-служба Законодательной палаты

Олий Мажлиса Республики Узбекистан


Просмотров: 8501

Трибуна депутатов

Новости

14.11.2019
Спикер Законодательной палаты встретился с Послом США Даниэлем Розенблюмом

14 ноября этого года Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Нурдинжон Исмоилов встретился с ...

14.11.2019
Каковы позиции фракций по проекту закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год»?

— Внесенный Кабинетом Министров в парламент проект закона «О Государственном бюджете Республики ...